Адаптация

Сказки для адаптации к детскому саду

Чтобы адаптация вашего ребенка прошла успешно, необходимо сформировать у малыша положительную установку на детский сад. Детям, которые тяжело привыкают к садику, на помощь может прийти сказка. Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию, найти выход из нее и стать более уверенными в себе.

СКАЗКА №1. Котёнок Кузька идёт в детский сад

Жил-был котёнок Кузька. Он был серенький, только ушки у него были беленькие. И была у Кузьки мама, большая полосатая кошка Мурка.
Как-то раз мама сказала Кузьке:
— Завтра ты в первый раз пойдёшь в детский сад для котят.
— Детский сад?! А что это такое? — немного испугавшись, спросил котёнок.
— Детский сад это такое место, где все котята вместе играют, кушают и спят, — улыбнулась мама-кошка.
— Мамочка, а мой друг Дружок тоже там будет?
— Нет, Кузька. Дружок будет ходить в детский сад для щенков. А по вечерам и в выходные вы будите встречаться и рассказывать друг другу, как вы хорошо провели время в садике, что нового узнали, в какие игры играли, — объяснила мама Кузьке.
— Мамочка, мне грустно будет без Дружка. А ты со мной будешь? — спросил малыш-котёнок.
— Нет, любимый мой, я тебя отведу в садик, а затем уйду домой. Ты там будешь играть с другими котятами и воспитательницами, пить молочко, спать. Не заметишь, как время пролетит, и я приду за тобой.
Кузька внимательно выслушал маму, всё понял, но всё равно, ему не очень хотелось идти в садик. Он не мог представить себе, что столько времени будет один, без мамы. Тем более, что Дружка там с ним не будет. Котёнок долго не мог заснуть, ворочался в кроватке и думал, думал про детский сад.
— Кузенька, просыпайся, вставай, пей молочко, чисть зубки, и идём в садик! — услышал котёнок с утра мамин голос. Вставать с постели совсем не хотелось, но и маму расстраивать не хотелось.
На самом деле, Кузька надеялся, что мама Мурка передумает и, вместо того, чтобы идти в этот самый детский сад, они вместе пойдут на прогулку. По дороге котёнок молчал, а мама рассказывала ему о том, что он найдёт в садике новых друзей.
— Мамочка, но ведь у меня уже есть Дружок! Зачем мне другие друзья?! — сказал он кошке.
— Так ведь это совсем не плохо — иметь много друзей! Это ведь не значит, что ты Дружка забудешь! — рассмеялась мама.
В этот момент они подошли к детскому саду. Навстречу им вышла пушистая серая кошка.
— Я твоя воспитательница, а зовут меня Пушинка, — произнесла она. — А вон там другие котята, с которыми ты сможешь играть в разные игры.
— Привет, я Мурзик! Пошли играть в догонялки! — один чёрненький котёнок подбежал к Кузьке и потянул его за собой.
Мама Мурка помахала своему сыночку на прощание и вышла. Кузьке стало немного грустно, но Мурзик торопил его начать игру. Сначала они поиграли в догонялки, затем в прятки и в мячик, потом тётя Пушинка почитала им сказку «Кто сказал мяу», затем они выпили молочко и легли отдыхать. После сна игры продолжились. Кузька познакомился с другими котятами, было так интересно и весело, что он не заметил, как пришло время, чтобы идти домой.
— Мама, это было так здорово! — сказал он своей маме по дороге домой. — Как мне хочется всё-всё рассказать Дружку!
— Я думаю, что и ему есть чем с тобой поделиться, — ответила Кузькина мама.
Действительно, Дружок уже ждал котёнка около дома, чтобы рассказать о своём дне, а также поиграть со своим лучшим другом. Они играли до самого вечера, но постарались пораньше лечь спать, чтобы не проспать и не опоздать в садик.
На следующее утро Кузька встал раньше мамы и помчался пить молоко и чистить зубы. Он знал, что его ждёт ещё один замечательный день в детском саду.

 

СКАЗКА №2. Сказка про Грустинку (для мальчиков заменяем на мужское имя)

Жила-была девочка Маша. Сначала она была совсем малышкой, а потом росла-росла и подросла. Да так подросла, что можно теперь ей было в садик идти с ребятками играть. Мама и папа так обрадовались, что Маша большая. Устроили праздник. Мама торт испекла, и Маша даже сама свечки задувала.
На следующий день Машуля в первый раз в садик пошла, и так ей там понравилось, что даже уходить не хотела. Играла с игрушками, кушала кашу-вкусняшу. А еще у неё там дружок появился — Семён, такой весёлый мальчишка с кудряшками.
Целыми днями они вместе играли. Семён садился на одном конце комнаты и толкал Маше большой грузовик. Маша ловила его, нагружала в кузов кубики и отправляла к Семёну, а он строил большую башню. Весело им было вместе. Даже засыпать было нескучно, потому что кроватки стояли рядышком, и они вместе закрывали глазки и спали.
И вот в один осенний дождливый день, когда листья стали совсем жёлтыми, ветер принёс в детский садик Грустинку. Она была такая маленькая, серенькая, как микробик, влетела в форточку и спряталась в кармашек к Маше. И тут Машу как подменили. Стало ей грустно, она почему-то расстроилась, маму потеряла и давай плакать. Все ребятки и воспитательница её успокаивали, успокаивали... А слёзки сами собой всё равно капают, так кап-кап-кап... И всё Маша знает, что мама скоро придёт, просто сходит на работку, потом купит вкусный йогурт и прибежит за Машей. Знает это Маша, а всё равно почему-то грустно — хочется, чтобы мама прямо сейчас пришла... А это всё грустная Грустинка сидит в кармашке и Машу расстраивает, плакать заставляет.
Семён Машу пытался развеселить: и в каравай предлагал поиграть, куклу ей в коляске прикатил — а Маша всё равно грустная. И тут Семён увидел, что у Машули глазки совсем мокрые. И решил ей помочь:
— Дай, — говорит, — я твой платочек достану, и слёзки вытрем, не плачь!
Вытащил Сёма Машин платочек, вместе с ним Грустинка из кармашка и вытряхнулась, и опять в форточку улетела. А Маша тут же улыбнулась, а потом засмеялась и стала снова весёлая. А Сёма и другие ребятки, конечно, очень обрадовались, что Грустинка совсем улетела, и все вместе побежали мультики смотреть.
С тех пор Маша всегда свой кармашек проверяет, не застряла ли там Грустинка и никогда в садике больше не грустит.

 

СКАЗКА №3. Сказка о детской кроватке

Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду в группе и стояла в спальне среди других кроваток. Осенью в группу пришли детишки. Многие кроватки застелили детским постельным бельём, и они стали красивыми. И ещё к ним стали приходить детишки. Они ложились в кроватки и кроватки их грели. Детишкам было в кроватках хорошо, тепло и они засыпали. Кроватки очень радовались. И только одной кроватке не досталось ребёночка и она очень грустила. Ей некого было греть, ей было скучно и одиноко. И вот появилась новенькая девочка (мальчик), которую положили именно в эту кроватку. Кроватка так обрадовалась. Девочка была очень миленькая, красивая, добрая. Кроватка была счастлива. Она очень ждала, когда девочка придёт к ней. А когда девочка приходила — кроватка старалась скорее согреть её, и подарить сон. Но вот девочке вдруг разонравилось спать в саду. Ложась в кроватку она постоянно спрашивала про маму. Кроватка очень расстроилась, она изо всех сил старалась согреть её, успокоить, чтобы девочка заснула. Но девочка не спала. Кроватка стала бояться, что девочка совсем не захочет спать и она снова останется одна. Ей от этого было очень грустно, ведь она уже так привыкла к этой хорошей девочке, ей так нравилось её греть. Кроватку создали для того, чтобы она дарила сон детишкам. Каждая кроватка мечтала делать это. А наша кроватка тоже и у тебя в садики тоже есть кроватка. Она тебя очень ждёт, она любит греть тебя и радуется, когда ты спишь в ней».

 

СКАЗКА №4. Слонёнок Тоша идёт в детский сад

Жила-была семья. Папа слон, мама слониха и маленький слоненок Тоша. Слоник подрос, и пришла пора, ему идти в детский садик. Он очень хотел туда попасть и вот этот день настал. Мама разбудила Тошу рано, умыла, одела его в новую одежку и повезла на машине в детский сад.
В детском саду его встретила тетя воспитатель. Она показала ему шкафчик, в который он будет класть свои вещи и сменные тапочки. На шкафчике была наклеена красивая картинка — шарик, чтобы Тоша не перепутал свой шкафчик с другими. Слоник переобулся в другие тапочки, и мама провела его в группу. Там уже было много других слоников, они играли с кубиками, смотрели книжки, катали кукол в колясках. Тоша тоже нашел занятие, он увидел дудку, взял ее и стал гудеть.
А потом слониха няня принесла завтрак и накрыла на стол. Слоники кушали кашу, сосиску, пили чай с хлебом и маслом...
После завтрака слоник заскучал, но потом к нему подошел другой слоненок и они познакомились и подружились. Слоненка звали Гора. Он показал Тоше игрушки в группе, игры, и они весело играли. Тоша даже не заметил, как пришла мама.
Рассказывать можно обо всем, что происходит в детском саду в течение дня. К рассказу взрослого можно добавлять комментарии ребенка. Он будет добавлять ситуации те, которые волновали его днем. А слушая ответы ребенка на вопросы, можно диагностировать состояние ребенка, его переживания.
Вопросы к ребенку:
Как ты думаешь, весело было Тоше в детском саду?
Что его огорчало?
Что понравилось Тоше?
Как ты думаешь, что нужно Тоше, чтобы ему не было грустно?

 

СКАЗКА №5. Сказка про садик

В далекие-далекие времена в одной маленькой деревеньке жили гномы. Это был очень дружный, веселый и трудолюбивый народ. Мужчины рано утром уходили в подземные шахты добывать драгоценные камни, а женщины оставались дома, чтобы приготовить еду и навести порядок в саду и в доме. Гномы, если ты еще не знаешь об этом, очень любят чистоту и порядок. И если бы тебе повезло пройти по этой деревне, то твоему удивлению не было бы конца: всюду так опрятно и чисто, что любо-дорого посмотреть! А какие чудесные сады у каждого гномичьего дома! Но самое главное — это то, что в каждом саду слышится звонкий смех: это дети играют и веселятся.
И только в одном-единственном саду всегда тихо... Просто в этом доме никогда не было и уже не будет детей. Наверное, из-за этого у хозяйки дома всегда грустные глаза. Ухаживая за садом и дожидаясь мужа с работы, она часто думала о том, что даже саду не хватает радости. Ведь детские улыбки и смех дарят радость всему живому на Земле...
В тот день, когда и произошла эта история, женщина пропалывала от сорняков свои любимые цветы и думала всё те же грустные думы. И вдруг раздались детские голоса:
— Ой, ПетрОль, ты только глянь, какие у нее яркие перышки! Вот бы мне одно такое в коллекцию!
— ЛенОль, надо просто проследить за ней, а вдруг уронит для тебя свое красивое перышко?
Это брат и сестра из соседнего дома в погоне за чудесной птичкой с ярким оперением не заметили, как попали в сад грустной женщины.
— ПетрОль, она играет с нами! — радостно закричала девочка, и детский смех, как перезвон колокольчиков, разнесся по всему саду.
Женщина сразу же увидела удивительную перемену: сад начал оживать! Деревья одобрительно зашелестели листьями, а цветы подняли свои головки и стали раскачиваться в такт детским голосам. Даже птицы запели громче и веселее. А грустная женщина улыбнулась.
Но тут ребята выскочили на тропинку и испугались, увидев свою соседку. Они, наконец, поняли, что бегают по чужому саду без разрешения, чего, конечно же, делать ни в коем случае нельзя! Увидев замершие в испуге детские личики, женщина поспешила сказать:
— А почему бы вам не наведываться сюда почаще? И друзей позовите с собой. У нас очень большой сад!
Вы и представить себе не можете, какая радость началась в деревне гномов! Теперь каждое утро все дети спешили в сад грустной женщины, где бегали, смеялись, придумывали новые игры, качались на качелях, исследовали новые дупла в деревьях, пробовали на вкус незнакомые плоды с фруктовых деревьев. Они приносили с собой любимые игрушки и играли ими все вместе. А вечером дети возвращались домой, раскрасневшиеся и довольные. Родители и нарадоваться не могли: теперь они могли спокойно делать свои взрослые дела, не переживая, что детям станет грустно или скучно. А с лица хозяйки сада теперь не сходила улыбка, и все уже стали забывать, что называли ее когда-то грустной женщиной...
Так и повелось с тех пор в маленькой гномичей деревушке: именовать этот сад"детским садом». Говорят, что один знаменитый путешественник однажды проезжал мимо и залюбовался большим садом, где повсюду были слышны гомон и детский смех, от которого даже солнышко начинало улыбаться. И потом, путешествуя по всей Земле, он с удивлением рассказывал о виденном в той далекой деревеньке. Так люди и узнали, что такое детский сад, и как хорошо становится детям, когда они собираются вместе, а не скучают каждый в своем доме...

 

СКАЗКА №6. Сказка о Сонечке, садике и слонике

Жила была девочка. Звали ее Сонечка. Она была хорошей девочкой, вот только очень не любила ходить в садик. Ее сестричка Леночка ходила в садик с удовольствием, у нее там были подружки — Варя и Поля. Девочкам было вместе весело и интересно. А у Софии не было подружек. Может, потому, что она была немножко капризной и чуть-чуть жадной. Попросит у нее кто-нибудь игрушку поиграть, а она не дает — жалко ей.
Сидит София в уголке, дуется на всех — и на маму, и на воспитательниц, и на деток. На деток особенно — они так весело играют, и никто не обращает внимания, что ей так грустно. Так обидно стало Соне, что она схватила первую попавшуюся под руку игрушку и со всей силы бросила ее на пол. Пусть знает!
И тут... Девочка увидела, что игрушка (а это был слоненок) заплакала. Тихонько так начала всхлипывать и в глазах-пуговках появились слезы. Софийка присела на корточки и стала внимательно рассматривать слоненка — а вдруг ей просто показалось. Ведь игрушки не умеют плакать. Нет, не показалось. Слоненок горько-горько плакал. Девочке стало стыдно.
— Не плачь, не нужно, — она взяла игрушку на руки, — я... я не хотела тебя обидеть.
Но слоненок все продолжал хлюпать носом. Соня вытащила из сумочки, которую всегда носила с собой, носовой платочек и вытерла заплаканные глаза и хобот игрушке.
— Ну, ты чего?
— Мне, мне так грустно, так одиноко, а еще ты меня так обидела, — всхлипнул слоненок.
— Прости, — девочке стало стыдно. — А почему тебе грустно?
— Я здесь никого не знаю. Меня совсем недавно купили в садик. Раньше я жил на фабрике, вместе со своими братьями и сестрами, там было еще много игрушек, нам было так хорошо. А потом нас всех раскупили. Кого куда. Я попал к вам в детский садик, я здесь совсем никого-никого не знаю. Никто не хочет со мной играть, мне так одиноко.
— Мне тоже, — вздохнула София. — У меня дома тоже — и папа, и мама, и сестричка. Дома так хорошо...
— Хорошо, — согласился слоненок. — Только теперь мой дом здесь. Ты вечером обязательной пойдешь домой, к папе с мамой, а я останусь тут, в темной комнате, совсем один...
И он опять заплакал.
— Не плачь, пожалуйста, не плачь, — она гладила его по голове и вытирала слезы, — Я... я завтра опять приду к тебе. Честно-честно. Вот прямо с утра и приду. Ты просто ложись спать вечером и спи до утра. Когда проснешься — я уже приду. И буду с тобой играть. И сказки тебе расскажу. И даже познакомлю с другими игрушками, хочешь?
— Конечно, хочу! — обрадовался слоненок.
— Вот и хорошо, а теперь — давай играть!
— Давай.
Вот так София весь день и провела в садике, играя со слоненком. Она познакомила его с другими игрушками, чтобы ему не было скучно, пока она будет дома. И даже сама познакомилась с некоторыми детками, ведь вместе играть гораздо веселее.
И каждое утро Соня с удовольствием шла в детский сад, ведь она знала, что там ее ждет ее друг — слоненок. И он будет очень-очень сильно скучать, если вдруг она не придет.

свернуть

Адаптация ребенка в детском саду

С приходом ребенка в  учреждение дошкольного образования его жизнь существенным образом меняется:

  1. Строгий режим дня;
  2. Отсутствие родителей или других близких;
  3. Новые требования к поведению;
  4. Постоянный контакт со сверстниками;
  5. Новое помещение, таящее в себе много непонятного;
  6. Другой стиль общения.

Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, таким как отказ от пищи, ухудшение самочувствия, плохой сон, плаксивость, капризность.

Поэтому необходимо организовать жизнь малыша в детском саду так, чтобы, переход к новым условиям жизни был практически безболезненным. А у ребёнка формировались положительные взаимоотношения с другими малышами и взрослыми людьми работающими в дошкольном учреждении.

Таким образом, выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене образа жизни.

Мы Вам предлагаем:

  1. Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности.
  2. Расскажите ребенку, что такое детский сад. Можете вспомнить приятные случаи из вашего детства, ваших впечатлений от посещения детского сада. Расскажите малышу, почему вы хотите, чтобы он туда ходил. Ниже мы приведем примерный рассказ:

    «Детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть. В саду дети едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе это тоже было интересно. Утром я отведу тебя туда, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя интересного в саду, а я расскажу тебе, что интересного у меня на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в сад своих детей, но берут туда не всех. Нам нужно купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и распорядок в саду».

  3.  Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребенку, как ему повезло, что он ходит в детский сад. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о его удаче, говорите, что гордитесь приемом в сад.

  4.  Подробно расскажите о режиме дня: что, как и в какой последовательности, он должен делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете повторять его, чем спокойнее будет ваш малыш. Спрашивайте, что он будет делать после прогулки, куда складывать свои вещи и т. д. Такими вопросами вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность действий. Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит, они чувствуют себя увереннее.

    Продуманный распорядок дня: полноценный сон, питание- одно из важнейших условий развития малыша и успешной его адаптации в детском саду. Знание режима, поможет вам в домашних условиях подготовить малыша к изменениям.

  5. Поговорите с ребенком о возможных трудностях в детском саду, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди и попроси у воспитателя, просто скажи "Я хочу пить" И воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать. Скажите малышу, воспитатель не сможет сразу одеть всех детей, тогда тихонечко подожди. Попробуйте проиграть с ребенком все возможные ситуации. Например, вы воспитатель, а медвежонок, за которого вам придется говорить, просит пить, и т.д. Хорошо, если ребенок захочет быть воспитателем или мишкой в этой игре. Поддерживайте такие игры.
  6. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои услуги и игрушки другим детям.
  7. Ребенок привыкает тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомитесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка. Поощряйте обращение за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
  8. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Идеальных людей нет, но прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
  9. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

  10. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь, тебе страшно». Когда что-то новое всегда страшно, но потом становится очень интересно.

  11. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще вас отпускать.
    Если же ваш ребенок будет по утрам с трудом расставаться с вами и испытывать отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша утром:

    - Скажите ребенку уверенным тоном, что вам пора идти.
    - Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь.
    - Рассказывайте своему ребенку истории, о том что без него делали игрушки, как они играли в свой детский сад, можете вместе с ребенком разработать для них собственный график.
    - Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе; обратившись с такими словами: «Вижу, у Вас намечается веселый денек».
    - Скажите ребенку, как он может определить время, когда вы должны за ним прийти (например, сразу после сна).
    - Попрощавшись, уходите не оборачиваясь.

  12. Помните, что на привыкание к детскому саду ребенку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

  13. Если ребенок через месяц еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых забыли.

  14. Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами, вы всегда можете обратиться за помощью к воспитателям, заведующей, психологу.

    Наши правила!

    1. Режим работы учреждения с 700 до 1900. Приводите своих малышей до 800, не нарушайте режим работы группы.

    2. В случае, когда Вы оставляете малыша дома по каким-либо причинам, позвоните и сообщите воспитателю о причинах Вашего отсутствия.

    3. В соответствии с законодательством Республики Беларусь в случае непосещения ребенком детского сада 30 и более дней без уважительной причины ребенок может быть отчислен из учреждения.

    4. У Вашего ребёнка всегда в запасе должны быть запасные вещи для личной гигиены: носовые платки, трусики, колготки, майки, в летний период – панамки. Ребёнку всегда должно быть комфортно.

    5. Если Ваш ребёнок не совсем здоров, и Вы видите первые признаки болезни, не ведите больного ребёнка в детский сад. От одного ребёнка могут заболеть сразу несколько детей в группе. Маленькие дети очень восприимчивы ко всем инфекциям.

    6. После непосещения Вашим ребенком детского сада  более 3-х дней предоставляйте воспитателю группы справку от врача о состоянии здоровья ребенка либо до привода ребенка в группу посетите медицинский кабинет детского сада.

    7. Не приносите в группу лекарства. Все лечебные мероприятия должны проводиться медицинскими работниками или в домашних условиях по назначениям врачей.
      Детский сад не лечебное учреждение!

    1. Если Вы обещали ребёнку забрать его раньше, обозначив временной период, не забывайте о своём обещании. Не травмируйте ребёнка!

    2. Если Вы даёте ребёнку в детский сад домашние игрушки, то Вы должны помнить о том, что ребёнку необходимо сказать о том, что и другие дети захотят поиграть с его игрушкой. Поэтому надо научить ребёнка делиться. Игрушки должны быть безопасные и недорогостоящие.

    3. Своевременно до 25 числа каждого месяца производите оплату за детский сад. Об оплате сообщайте воспитателям группы. 

     

свернуть

В первый раз в детский сад

Идем в детский сад: советы родителям, как правильно подготовить ребенка 2-3 лет к первому дню в садике
В жизни каждой семьи наступает момент, когда приходится малыша отдавать в детский садик. Тогда, особенно у молодых родителей, сразу возникает много вопросов. В каком возрасте это сделать? Какое дошкольное учреждение лучше выбрать? Как обеспечить крохе комфортный адаптационный период? Постараемся ответить на все эти вопросы.
Рано или поздно каждый ребенок вынужден будет сталкиваться с адаптацией в детском коллективе
Первый этап адаптации
К данному этапу необходимо начать подготавливаться заранее, примерно за два месяца до начала зачисления в детский сад. Задачей подготовительного этапа является формирование умений и навыков в поведении ребенка, благодаря которым процесс адаптации у него к неизвестным условиям будет проходить проще и быстрее.
Собираем информацию
Во-первых, необходимо попытаться собрать как можно больше сведений о дошкольных учреждениях, расположенных в вашем районе. Для полноты информации старайтесь использовать несколько источников. Воспользовавшись интернетом, можете зайти на сайт каждого из дошкольных учреждений.
Стоит наведаться в понравившийся вам садик: можете посетить с ребенком детский праздник, сходить на консультацию к психологу, побывать на дне открытых дверей, посоветоваться с другими родителями, воспитателями и заведующей. В первую очередь от них и будет зависеть, насколько вашему крохе понравится ходить в детсад.
Определяемся с оптимальным возрастом
По мнению психологов, лучше всего отдавать кроху в детский садик, когда ему исполнится 3-4 года. В таком возрасте дети намного проще приспосабливаются к неизвестной обстановке в отличие от двухлетних малышей. Это происходит благодаря тому, что они уже научились разговаривать, умеют немного сами себя обслуживать, набрались опыта общения со взрослыми. Также в этом возрасте у малышей появляется потребность общения со сверстниками, они ведут себя спокойнее когда мама отсутствует достаточно долгое время.
Возраст 3 года отлично подходит для начала посещения дошкольного учреждения
Оцениваем степень готовности всех членов семьи
Конечно, нельзя точно сказать, в каком возрасте лучше всего отдать вашего малыша в детский сад — сначала решите для себя, действительно ли в настоящий момент вы не можете обойтись без детского сада. Дети хорошо чувствуют сомнение взрослых в необходимости данного воспитания. Процесс привыкания проходит легче у тех детей, семья которых не имеет другого выбора. Помните, что после первого посещения ребенком детского сада, ближайшие 2-3 месяца у вас должен быть большой запас свободного времени, так как необходимо будет подстраиваться под комфортный для него режим посещения. Есть дети, которые с самого начала хорошо себя ощущают в дошкольном учреждении, а некоторые не могут привыкнуть длительное время — в таком случае не стоит торопить события, необходимо дать возможность ребенку постепенно привыкнуть к неизвестной обстановке.
Часто в садах создаются группы кратковременного пребывания, чтобы малыш мог постепенно привыкнуть к группе полного дня. Если такая возможность есть, не упускайте ее. Дети, посещающие подобные группы, намного проще приспосабливаются к неизвестным условиям.
В том случае, если вы планируете в ближайшее время взять отпуск и поехать отдыхать всей семьей на 2-3 недели, лучше отложить посещение детского сада. Нервная система ребенка подвергнется серьезному испытанию, так как ему снова придется приспосабливаться к неизвестной обстановке.
Чтобы ребенок не успел сильно затосковать, в первые недели лучше оставлять его в садике не на целый день
Проходим физподготовку
Перед тем как кроха проведет свой первый день в детском саду, ему необходимо пройти медицинскую комиссию и сдать все анализы. Не стоит думать, что если вы получили от педиатра заключение о готовности вашего чада к посещению детсада, болезни ему не страшны. Тем не менее, вашего кроху смогут обойти стороной большинство простудных заболеваний, если правильно закалять его. Данные процедуры необходимо начать проводить заранее, хотя бы за 3 месяца до зачисления в дошкольное учреждение. Воспитатели детских садов уже достаточно давно прибегают к такой методике во время летней оздоровительной работы.
Отличное настроение – постоянный спутник процедуры закаливания. Процедура не должна продолжаться больше 5 минут. Неплохо будет, если ваш малыш сможет регулярно ходить в бассейн или лучше всего отдадите предпочтение детскому садику с бассейном.
Начинаем жить по расписанию
Предварительно уточните, какой распорядок дня действует в дошкольном учреждении, которое вы выбрали: время прихода детей, кормления, дневной сон. Придется пересмотреть режим и дома. Корректировкой нужно заниматься за 2-3 месяца до того, как дитя пойдет в садик. Вам потребуется большое терпение и выдержка: одного желания не достаточно, чтобы кроха поменял свое расписание, так как он подвержен динамическому стереотипу. Этот вопрос требует серьезного, последовательного и систематического решения.
Необходимо разработать определенный режим и придерживаться его каждый день (каждый член семьи должен его соблюдать). Для начала надо организовать ранний подъем для крохи таким образом, чтобы он ощущал в этом необходимость: «Идем скорее гулять в парк, иначе твои любимые качели будут заняты» и т. п.
Чем раньше ребенок привыкнет к «садиковскому» расписанию, тем проще ему будет адаптироваться
Только не подавайте виду, что эти меры направлены на подготовку к детсаду, иначе у ребенка раньше времени выработается неприязнь к этому заведению. В процессе укладывания нужно использовать действия, которые нравятся карапузу: почитать книгу, послушать спокойную музыку. Дети отдают предпочтение постоянству: так они ощущают себя более комфортно и быстрее засыпают. Когда кроха пропускает дневной сон, старайтесь после обеда его просто уложить и почитать ему книжку. Если карапуз привык спать больше 3-х часов после обеда, пытайтесь сократить время сна до 2 часов.
Все сам!
Старайтесь обучать чадо самостоятельности в самообслуживании, игре, общении со взрослыми и сверстниками. Если к моменту зачисления в детский садик ребенок научится сам пить из кружки, пользоваться ложкой, ходить в горшок, одеваться, завязывать шнурки, он будет ощущать себя в группе более комфортно.
Старайтесь приучать кроху к горшку. Можете дать ему в руки ложку и объяснить, для чего она предназначена. Давайте крохе возможность одеться самому. Покажите ему, как надо правильно надевать одежду и обувь. Как только малыш проявит самостоятельность, обязательно поощрите его. Помогайте лишь в случае, если это действительно необходимо. Развитие происходит благодаря преодолению трудностей. Разделите вместе с чадом радость за его успехи. Старайтесь научить кроху играть самостоятельно: кормить куклу, строить домик, управлять машинкой и т. д. Сначала примите участие в игре вместе с ним, покажите, как правильно это делать, а потом наблюдайте за игрой чада со стороны. В первое время как раз благодаря игрушке может быть налажен контакт крохи с педагогами. Игрушка станет хорошим поводом для общения с ребенком и поможет заполучить его доверие.
Самостоятельным детям в садике проще, ведь они меньше зависят от воспитателей
Чтобы у крохи появилось желание ходить в садик, нужно настроить его на правильный лад. Дайте ему понять, что он уже достаточно вырос для посещения сада. Пусть кроха думает, что это вознаграждение за его старания. Расскажите ему о своем положительном опыте. Пусть он посмотрит ваши фотографии в детском саду со сверстниками. Объясните, насколько интересно в детском саду: можно играть с друзьями, гулять, вместе кушать. Ни в коем случае не надо преувеличивать и лгать ребенку, он должен получить достоверную информацию. Выдумайте сказку, где герои вместе ходят в детский сад. Если в семье есть старший ребенок, которому нравится посещать садик, попросите, чтобы он рассказал малышу, как там хорошо.
Проводим время с другими детьми
До зачисления в детский сад кроха должен усвоить, как правильно вести себя в обществе. Его нужно научить понимать запреты, слушаться взрослых, общаться со сверстниками, не обижать других детей. Этому способствует частое времяпрепровождение на детской площадке, походы в гости к друзьям с маленькими детьми. Зовите их тоже в гости как можно чаще. Предоставьте крохе возможность общения! Опыт «песочницы» безусловно важен для всех детей — благодаря общению с другими малыш выделяет себя и раскрывает свои индивидуальные особенности.
Играя на детской площадке, расскажите ему, как правильно попросить игрушку, поменяться или предложить вместе поиграть со сверстниками. Чтобы малыш освоил навыки знакомства, сначала вы должны сами спросить, как зовут других деток, представить им своего кроху. Чадо будет подражать вам и со временем научится делать это сам.
Опыт взаимодействия с другими детьми нарабатывается еще в песочнице, поэтому мамочка должна своевременно объяснять малышу тонкости общения
Мама, не уходи!
По мнению многих психологов, то, как долго и насколько болезненно ваша кровинка будет приспосабливаться к детскому саду, зависит от отношений между детьми и родителями. Крохе будет намного проще, если до зачисления в садик он уже имел опыт расставания с мамой. Карапузу важно знать, что мама за ним обязательно вернется. Практикуйте иногда расставание с крохой, со временем увеличивая расстояние между вами. На начальном этапе можете постоять с ним песочнице, потом удалиться от него на метр, затем еще подальше, но чтобы он вас видел. Не стоит ругать дитя и торопить события, так вы можете спровоцировать еще большую тревогу.
Если есть возможность, оставляйте карапуза с родственниками или близкой подругой (кому вы полностью доверяете): вначале ненадолго, потом постепенно увеличивайте время расставания с ним на 2-3 часа, затем до восьми-девяти. До момента посещения крохой садика вам нужно постараться, чтобы он чувствовал необходимость общения с другими и активных самостоятельных действий.
Каждый раз говорите своей кровинке, во сколько вы его заберете — приходите вовремя. Если ребенок усвоит этот момент, он не станет волноваться в саду, что вы не заберете его.
Второй этап адаптации
Если на этапе подготовки вы сделали все правильно, то к моменту зачисления в детский сад кроха будет уже знать, для чего туда идет. Тем не менее, периода адаптации не избежать. Чтобы свести к минимуму возможные проблемы в это время, постарайтесь сделать следующее:
  1. Подумайте, действительно ли вы не можете обойтись без детского сада? Если у вас есть сомнения, вероятнее всего, процесс адаптации будет протекать трудно.
  2. Наберитесь терпения! В этот непростой период крохе свойственно плакать.
  3. Постарайтесь наладить контакт с воспитателями и другими родителями в группе.
  4. При входев раздевалку всегда здоровайтесь со всеми, кто там присутствует: другими детьми, их родителями, воспитателями. Малыш почувствует, что здесь безопасно.
Мама должна всячески подчеркивать, что воспитатель и другие детки — это друзья, с которыми крохе будет интересно и безопасно
  • Некоторые считают, что первый день в детском саду целесообразно провести вместе с крохой, однако делать этого не стоит: расставания все равно не избежать, а другим детям может показаться обидным, что их мамы рядом нет.
  • Не стоит долго прощаться — уходя, лишний раз обнимите и приласкайте свое чадо, помашите ему в окошко рукой. Если карапузу тяжело с вами расставаться, кроху может отправить в садик папа или бабушка. На первых порах не оставляйте дитя надолго и оговорите с воспитателями время, в которое будете его забирать.
  • Не забывайте похвалить ребенка за успехи в саду. Пусть он вам расскажет, как провел день. Не ленитесь как можно чаще обнять и приласкать свою кровинку.
  • Можете вместе с крохой нарисовать на бумаге дом, детский сад, работу, магазин и т. д. С помощью стрелок нарисуйте маршрут и расскажите малышу, как вы отведете его в садик, сходите на работу, зайдете в магазин, а потом обязательно заберете его домой.
  • Никогда не лгите крохе, говорите лишь правду. Проявляйте дома терпение к поведению своего чада в период акклиматизации, так как сначала в дошкольном учреждении он будет себя чувствовать неуверенно.
Рекомендации доктора Комаровского
Детский сад безусловно необходим для полноценного воспитания и развития ребенка, так как для человека очень важно находиться в коллективе. Через процесс адаптации предстоит пройти каждому малышу, достигшему 2-х или 3-х лет. Комаровский дает несколько рекомендаций, чтобы этот процесс прошел менее болезненно:
  1. Начать посещать дошкольное учреждение лучше в то время, когда у мамы еще не закончился декретный отпуск. Как только кроха заболеет, мама сразу же его сможет забрать и посидеть с ним дома некоторое время.
  2. Нужно определиться со временем года, когда вы планируете отдать малыша в сад. Оптимальным вариантом является лето или зима. Весна и осень – не лучшее время, так как в этот период велика вероятность подхватить простудные заболевания.
  3. Заранее уточните, какую политику пропагандируют в дошкольном учреждении: не заставляют ли детей кушать насильно, не слишком ли тепло одевают на прогулки — это может серьезно препятствовать процессу адаптации.
По словам Комаровского, можно также попытаться ускорить адаптационный процесс, придерживаясь следующих советов:
  1. На начальном этапе посещения детсада проявляйте к своему чаду благосклонность, не ругайте его, поскольку он и так испытывает большой стресс.
  2. Еще на этапе подготовки следует подготовить малыша к большему общению: чаще выходить на детские площадки или заводите новые знакомства.
  3. Предварительно необходимо заняться укреплением иммунитета. В таком случае кроха меньше будет болеть, а следовательно и адаптация для него пройдет намного проще.
Комаровский не отрицает, что в процессе адаптации к дошкольному учреждению есть много трудностей, но это не повод от него отказываться. Просто семье необходимо подготовиться к процессу со всей ответственностью, тогда малышу будет намного легче пройти через этот трудный период в его жизни.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
свернуть

Как подготовить малыша к посещению детского сада

 

 

Для любого ребенка поступление в дошкольное учреждение является трудным шагом. В этот момент изменяется окружающая обстановка, а вместо близких и дорогих родителей появляются воспитатели, няни и другие незнакомые взрослые. И все это происходит в новом коллективе. Независимо от возраста ребенка периода адаптации в новом месте и новом коллективе не избежать. Но Вы можете помочь вашему ребёнку привыкнуть к незнакомой обстановке.

Эти простые рекомендации помогут Вашему ребёнку:

1. Познакомьте и научите ребенка пользоваться горшком, приученный с младенчества к памперсам, малыш не хочет садиться на горшок. А между тем именно второй год жизни, является критическим периодом. Отказ от памперсов в этот период можно рассматривать как настоятельную необходимость. В 1 год 6 месяцев - 1 год 8 месяцев нужно сформировать у малыша навык опрятности.

2. Научите ребёнка к простейшим навыкам самообслуживания. Их отсутствие осложняет пребывание ребёнка в детском саду. Если ребёнок привык, что за него все делают взрослые,  обратите на это Ваше внимание и поощряйте в нем стремление сделать что-то самостоятельно (частично одеваться, раздеваться, держать ложку и т.д.).

3. Приучайте ребёнка к твердой пище постепенно уходите от грудного кормления: научите прожёвывать пищу самостоятельно и правильно (не давиться во время приёма пищи).

4. Необходимо, чтобы ребёнок соблюдал режим дня приближенный к режиму дня детского сада. Переведите ребёнка на один дневной сон с 12.30 до 15.00.

5. Требования к одежде ребёнка:

- обувь должна быть на липучках, это лучший вариант для малыша, ребенок в состоянии сам справиться с ней и она должна быть по размеру ноги ребенка, иначе он постоянно будет спотыкаться и падать;

- молнии на одежде должны быть рабочие, не расходиться, легко расстегиваться и расстегиваться, без всяких скрепок;

- комбинезоны и куртки должны быть удобны для ребенка, не стеснять движений, и быть по размеру;

- варежки – предпочтительнее всего, их легко одевать, и удобно в них играть, но варежки должны быть обязательно на резинках, чтобы ребенок их не потерял;

- шапка  должна быть по размеру, если шапка спадает на глаза ребенка, ребенок может споткнуться и упасть;

- необходимо, чтобы у ребёнка всегда была в запасе сменная одежда (трусики, колготки, майки, рубашки и т. д.) и сменная обувь для группы.

Терпения вам!
И пусть детский сад станет для вашего малыша
хорошо знакомым и уютным миром!

свернуть

Что такое адаптация?

 

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. Адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.

К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела;
  • изменения характера стула;
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, малыш может вернуться к соске, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в  первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуально-личностных особенностей малыша: типа его нервной системы, степени общительности и доброжелательности, уравновешенности,  наличия/отсутствия привычки выполнять требования взрослых, сформированности  навыков самообслуживания и т.д

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую:  

до 1 месяца – лёгкая адаптация;

до 2 месяцев – адаптапция средней тяжести;

от 2 до 6 месяцев – тяжёлая адаптация.

При лёгкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям всё нормализуется: появляется аппетит, налаживается сон, речь может затормаживаться, но ребёнок может может откликаться и выполнять указания взрослого. Ребёнок, как правило, не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длиться 7– 10 дней и завершается без каких– либо осложнений. Сон и аппетит восстанавливаются через 20– 40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально– возбуждённое плачь, крик при расставании и встрече. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2– х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

Самой нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребёнок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребёнка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно– разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:

  1. Возраст ребёнка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
  2. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации.
  3. Сформированность предметной и игровой деятельности. Такого ребёнка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребёнка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребёнок с интересом следит за игрой других детей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и привести к заболеванию.
  5. Условия жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.) Если ребёнок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в учреждении дошкольного образования.

В период адаптации воспитатели дошкольного образования, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада педагоги стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с  малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями дошкольного образования о Вашем ребенке, рассказывайте больше.

Но успешность адаптации вашего малыша будет зависеть не только от педагогов и от самого ребенка, но во многом и от Вас. В Ваших силах помочь ребенку войти в новые условия – в условия учреждения дошкольного образования – как можно более безболезненно. Для  этого Вам  необходимо психологически  готовить ребенка к детскому саду заранее и соблюдать следующие рекомендации.

Что же для этого нужно?

  1.  Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».
  2. Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте режим работы учреждения дошкольного образования и за один-два месяца постарайтесь, чтобы ваш ребенок привык к нему.
  3. Приблизьте рацион питания ребенка к рациону детского сада. Не следует кормить его только протертой пищей!
  4. Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.
  5. Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии.
  6. Создавайте в восприятии ребенка положительный образ детского сада! Познакомьте малыша со зданием детского сада, с его территорией. Покатайте его на качелях, горке, поиграйте на спортивной площадке. Расскажите сказку о детском саде. Например: «Жила-была девочка (мальчик). Она была умной, красивой, веселой. Когда стала большой, ее приняли в детский сад. Детский сад – это волшебный домик, куда мамы и папы приводят своих детей. Им в детском саду очень хорошо: они играют, поют, танцуют, кушают, гуляют. А еще там много игрушек, особенно… (называйте любимые игрушки вашего ребенка). Девочке (мальчику) очень понравилось в детском саду, особенно кататься на горке, качелях, помнишь, как мы с тобой! Ты у нас большая и скоро пойдешь в сад. Я уверена, что тебе там понравиться».
  7.  Заранее готовьте ребенка к временной разлуке. Пример: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты - в детский сад. Так все делают. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что ты нас не подведешь!

Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребёнок и родители настроены идти в садик, к детям. В первый день Вы приводите ребёнка на несколько часов;  во второй день - до обеда. А мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем Вам, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом уже и на целый день.

Настраивайте себя на успешную адаптацию ребенка в детском саду, постарайтесь наладить доверительные отношения с педагогами детского сада! Демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду.

Эти советы помогут пережить ребенку процесс адаптации к условиям детского сада. Если вам нужна квалифицированная помощь, педагог - психолог нашего учреждения всегда ждёт вас!  

Желаем вам успехов в подготовке ребенка к важному событию в его жизни!

У вас все получится!

свернуть

Идём в детский сад!

 

Уважаемые родители!

Ваш ребенок скоро в первый раз переступит порог учреждения дошкольного образования. Мы хотим, чтобы этот непростой период в его жизни прошел как можно мягче. Для этого нам нужна Ваша помощь! Чтобы адаптация ребенка к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать побольше об особенностях этого сложного периода.

свернуть

Одежда для детского сада

 
Собирая малыша в детский сад, подумайте о том, удобно ли ему будет самому одеваться, удобно ли будет это делать воспитателям, которые собирают на прогулку целую группу детей.
 
Требования к внешнему виду детей:
 

Опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь; умытое лицо; чистые нос, руки, подстриженные ногти; наличие достаточного количества носовых платков. Носовой платок необходим ребенку как в помещении, так и на прогулке. Сделайте на одежде удобные карманы для его хранения.

Перед тем, как вести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха. Проследите, чтобы одежда не была слишком велика и не сковывала его движений. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и надеваться. Нежелательно ношение комбинезонов в группе.

У Вашего ребенка в детском саду будет свой шкафчик для хранения личных вещей. Свойство любого шкафа – накапливать вещи и предметы, поэтому, пожалуйста, периодически проверяйте и удаляйте лишнее.

Одежда ребенка делится на уличную и групповую. Уличная – по сезону, групповая - шорты, юбочка, майка, носочки, колготы, в зависимости от температуры воздуха в группе. Одежда должна соответствовать возрасту, полу,  росту, пропорциям тела ребенка, быть всегда чистой и аккуратной. Групповая обувь должна быть с фиксированной пяткой, без каблука, такой, в которой ребенку легко и он мог снять и надеть ее самостоятельно. В зимнее время желательна пижама, в ней ребенок отдыхает в дневной сон. Убедительная просьба не красить детям ногти и не давать косметику, даже детскую.

Необходимо иметь два пакета: для хранения чистого и использованного белья. Белье, одежда и прочие вещи должны быть промаркированы. В течение дня ребенку может понадобиться смена одежды (трусики - 2, маечки – 2, футболка – 1, носочки – 1, колготки – 2, носовые платочки). Ребенок чувствует себя очень неудобно, если ему нужна смена одежды, а её нет в наличии. Обязательно проверяйте опрятность вещей, не забывайте забирать стирать пижаму.

Одежда ребенка должна быть по сезону и такая, в которой ему (и воспитателю) «ничего не будет», если она испачкается…

К определенным мероприятиям у ребенка должна быть праздничная одежда. Приносить её нужно перед праздником. Прически не возбраняются! Иногда девочки, как истинные барышни, спят в тихий час с папильотками на голове.

Для физкультурных занятий детям необходима спортивная форма (шорты, футболка, носки) и спортивная обувь по размеру ноги – не на вырост! Это обеспечит безопасность ребенка на занятиях. 

свернуть

Легкая адаптация

 

  1. Эмоции. Отрицательные эмоции — обязательный попутчик процесса адаптации ребенка в саду. Они выражаются в плаче от легкого хныканья и крика, потому что другие кричат, до безудержных рыданий и истерик. Малыш испытывает страх из-за незнакомого и непривычного окружения, а главное, из-за опасений, что мама забудет прийти за ним и забрать домой. Он чувствует себя преданным, оторванным от семьи. Это нередко выливается в гнев, когда чадо злится, кричит, бьет родителя, не дает себя раздеть. Некоторые дети, наоборот, пассивны и, кажется, будто у них вообще отсутствуют эмоции, — они переживают все внутри и неизвестно, что хуже. Родителям надо запастись терпением, пройдет время и на смену грусти придет радость от игр и общения со сверстниками. Возможно, при расставании ребенок будет плакать еще долгое время, но если он быстро успокаивается, значит, адаптация идет хорошо.
  2. Аппетит. Нормально, если в период адаптации крохе не захочется есть. Это связано с непривычным вкусом и видом пищи, к прочему прибавляется стресс. Возобновление аппетита станет благоприятным признаком.
  3. Сон. Качество сна тоже пострадает от чрезмерного нервного напряжения. Малыш может не желать укладываться на дневной сон в саду или засыпать, но спать беспокойно и плакать после пробуждения. Дома тоже могут наблюдаться некоторые нарушения, которые исчезнут без следа, как только адаптация будет пройдена.
  4. Навыки. В первые дни, проведенные в садике, дети иногда «теряют» навыки самообслуживания, даже давно приобретенные: поход на горшок, самостоятельный прием пищи, одевание и раздевание. Судить об успешно прошедшей адаптации в детском саду можно тогда, когда малыш вспомнит прежние умения, и, возможно, с удивлением обнаружит, что научился новым у своих сверстников.
  5. Жажда знаний. По началу, дети часто теряют всякую активность и интерес к новым игрушкам. Некоторым малышам требуется немного времени провести в одиночестве, со стороны наблюдая за происходящим вокруг — это нормально. В процессе адаптации кроха все больше станет проявлять любопытство к окружающему пространству.
  6. Отношение с педагогами и детьми. Ребенок 1,5-3 лет в ясельной группе еще неспособен полноценно играть в коллективные игры, полностью вовлекаясь в процесс. В этом возрасте играют скорее не сообща, а рядом друг с другом. Кроме того, первое время, пока не закончится адаптация, даже самый общительный, улыбчивый ребенок будет замкнутым, нелюдимым и угрюмым. Все пройдет, когда адаптация закончится, и малыш станет с интересом слушать воспитательницу, вовлекаться в занятия, предложенные ею и соблюдать распорядок дня.
  7. Речь. Бывают случаи, когда из-за стресса ребенок начинает коверкать слова. Нет повода для беспокойства, вскоре речь не только восстановится, но и обогатится.
  8. Двигательная активность. В зависимости от темперамента степень адаптации и реакция на перенапряжение психики у детей могут сильно отличаться: кто-то становится вялым и заторможенным, кто-то, напротив, неуправляемым и агрессивным. Об успешном завершении адаптации скажет возврат к прежней манере поведения сначала дома, а затем в саду.
  9. Здоровье. Часто в период адаптации в саду у малыша появляются сопли, он начинает безостановочно болеть ОРЗ и цеплять другие вирусы. Это так называемый уход в болезнь — кроха на подсознательном уровне хочет остаться дома в привычной обстановке. Из-за постоянного стресса снижается иммунитет, организм отвечает на призыв нервной системы болезнью. Чтобы этого избежать, родителям нужно привести жизнь вне детского сада к максимально возможному комфорту и спокойствию, наладить эмоциональный контакт с ребенком.

Причины возникновения стресса

Отрыв от матери — самого дорогого существа — главная причина возникновения стресса. Ребенок брошен, что ожидает его дальше — он не знает, не понимает, как вести себя с незнакомыми детьми и взрослыми. Он охвачен страхом, сделать что-нибудь неправильно. Известно, что мальчики 2,5-5 лет тяжелее переживают расставание с матерью, чем девочки. Кроме того, адаптационный период может совпасть с кризисом 3 лет, поэтому некоторые специалисты утверждают, что период адаптации в детском саду легче и быстрее преодолевают дети, которых отдают туда в более раннем возрасте — в ясельную группу с 1,5 до 3 лет.
 
Видя, как его беззащитный ребенок страдает, каждый родитель хочет помочь малышу поскорее справиться со стрессом. Прежде всего, дома нужно постараться создать максимально спокойную и доброжелательную обстановку, чаще говорить малышу, какой он хороший и как сильно вы его любите, обнимать и целовать, и также:

  • в процессе адаптации не ругать за непослушание и капризы, наоборот, чаще хвалить и стараться переключить внимание ребенка на игру. Следует понимать, плохое поведение во время привыкания — следствие угнетения нервной системы;
  • не критиковать воспитателей и не отзываться о детском саде плохо в присутствии ребенка. Лучше, если малыш будет уважать людей, с которыми проводит почти весь день по примеру родителей, рассказывающих, в какой замечательный садик он ходит;
  • не менять распорядок дня, установившийся в саду, в выходные дни. Можно дать возможность поспать утром немного дольше обычного, но не более чем на 1-2 часа. Если малышу необходимо отсыпаться в выходные, значит, выстроен неправильный режим, и вечером ему нужно ложиться спать раньше;
  • разрешать малышу брать в садик любимую игрушку. Частичка родного дома поможет справиться с тревогой;
  • играть в детский сад и всегда доводить игру до логического завершения, когда вечером за детьми приходят родные и забирают их домой. У ребенка не должно оставаться сомнений в том, что за ним придут, его не бросят;
  • позволить малышу привыкать к новой обстановке постепенно: первое время водите его в детский сад на пару часов, когда кроха немного освоится можно увеличить часы посещения до дневного сна и далее.

Спокойное утро

Правильный настрой на садик начинается со спокойного утра. Ребенок чувствует настроение матери: если она будет нервничать, показывать неуверенность или раздражаться, то ее состояние обязательно передастся малышу. Сохраняйте спокойствие и доброжелательность во время разговора с ребенком дома и по приходе в детский сад.

Не кричите и не подгоняйте. Разбудите чадо пораньше, чтобы он успел проснуться и не спеша собраться. Детям нужно больше времени, чем взрослым, чтобы отойти ото сна и настроиться на день.

По возможности пусть ребенка в садик, пока не пройдет период адаптации, провожает кто-то из близких, к которому он привязан не слишком сильно. Малышу будет проще попрощаться с ним, когда придет момент расставания.

Утром проговаривайте ребенку, как пройдет его день: чем он займется в детском саду, как вы вместе проведете вечер и главное — когда именно за ним придете (после обеда, сна или прогулки). Так крохе будет проще сориентироваться, и он не будет ежеминутно ждать родителя.
 
Распространенные ошибки родителей
 
По незнанию взрослые часто ведут себя неправильно, лишь затягивая адаптацию ребенка в детском саду:

  • ругают и наказывают малыша за капризы из-за нежелания посещать детский сад или расставаться с провожающим его родителем;
  • говорят с кем-либо в присутствии ребенка о его слезах, и ему передается тревожность взрослого;
  • пытаются напугать детским садом, например: «Не будешь меня слушаться, пойдешь в детский садик» или «Еще раз такое вытворишь, и оставлю тебя в садике». Дошкольное учреждение не должно ассоциироваться у малыша с отрицательными эмоциями;
  • обманывают ребенка. При намерении оставить его в саду до вечера, не надо обнадеживать малыша своим скорым приходом, — скажите правду. В противном случае, прождав вас целый день, он утратит доверие к родным людям.

Помощь родителям

В специализированной литературе найдется много практических советов о том, как помочь ребенку адаптироваться в детском саду, но не сказано ни слова об угнетенном состоянии его родителей. Ведь им тоже несладко: ребенок плачет иногда просто при одном упоминании, что завтра нужно идти в садик, и родители чувствует себя предателями, переживают и мучаются, хотя чаще отмахиваются от своих эмоций. Как можно помочь себе быстрее избавиться от нервного напряжения?

  1. Взрастить внутреннюю уверенность, что детский сад действительно необходим и вам и ребенку. Авторитетный специалист в области детского развития и здоровья, врач педиатр, к. м. н. Комаровский Е. О. разбирает проблемы адаптации в саду на своем видеоканале и неоднократно упоминал, что посещение ребенком УДО влияет на формирование личности исключительно положительно. Воспитатели с педагогическим образованием привьют малышу навыки самостоятельности и организованности, познавательной, игровой и учебной деятельности. Ребенок будет общаться со сверстниками, что благотворно скажется на его приспособленности к жизни в коллективе. А родители смогут пойти работать или заняться делами, приступить к которым не было возможности из-за присутствия рядом ребенка.
  2. Понять, что ваш кроха не так уж беззащитен и слезы в этом случае — лучшее, что могло произойти. Капризность ребенка более желательна, чем замкнутость и переживание тревог внутри себя (что иногда встречается). Плач помогает не перегружаться нервной системе, ведь у ребенка настоящее горе, — он вынужден расстаться с самым дорогим человеком, с мамой и не знает, когда она за ним придет и придет ли вообще. Но вам-то известно, что вечером вы снова увидитесь.
  3. Проконсультироваться с психологом, занимающимся проблемами адаптации в детском саду. Если такой возможности нет, не стесняться лишний раз спросить о ребенке у воспитателя: как он кушал, как вел себя, спал или нет, долго ли плакал после вашего ухода. Воспитатель сталкивался с разными детьми за годы своей работы и знает об адаптации все, он сможет успокоить или дать рекомендации, рассказать, на что нужно обратить внимание. Иногда важно просто поговорить с человеком, чтобы унять внутреннее беспокойство и понять, что ребенок остается с профессионалом и человеком, любящим детей.
  4. Найти единомышленников среди таких же родителей. Делитесь способами, как помочь малышам лучше адаптироваться в детском саду, радуйтесь их успехам сообща.
То, сколько продлится адаптация ребенка к детскому саду и, какой будет степень ее тяжести, во много зависит от правильного поведения и мудрости родителей. Не ругайте ни себя, ни малыша — испытываемые сейчас эмоции, нормальны и естественны. И не забывайте, что все временно, и совсем скоро станет значительно легче, а еще чуть позже кроха сам будет проситься в детский сад, чтобы поиграть с новоприобретенными друзьями.
свернуть

Ребенок не ест в детском саду. Как быть?

Почему ребенок отказывается от детсадовской еды?

Многие малыши на этапе привыкания к дошкольному учреждению, воспитателям и деткам ведут себя именно так: категорически отказываются от приемов пищи. Адаптация может затянуться на месяцы, и все это время ребенок из-за состояния стресса (разлука с мамой) будет испытывать снижение аппетита, игнорировать время еды, пресекать любые попытки персонала впихнуть хотя бы ложечку, возможно, даже терять в весе. Иногда процесс привыкания характеризуется не только отказом от еды, но и нежеланием спать во время тихого часа или ходить одновременно с остальными ребятами на горшок. Что удивительно: ребенок может ходить в детский сад без капризов, с удовольствием, оставаться, не плача, без родителей, но при этом испытывать проблемы адаптивного характера.

Часто дети не хотят есть в детском саду из-за того, что еда, подаваемая там, и внешне, и по вкусовым качествам сильно отличается от домашней. Дошкольники в большинстве своем – консерваторы, и поэтому неохотно знакомятся с новым, особенно это касается продуктов питания. Иногда проблема нежелания кушать в детском саду кроется в неумении ребенка жевать твердую пищу или пользоваться столовыми приборами самостоятельно. Малыш просто сидит и ждет, пока ему кто-то поможет поесть. Еще одна причина – домашний ритуал. Если в вашей семье так уж повелось, что детка не ест без плясок с бубнами, без включенного телевизора, чтения книг или любых других вариантов завлечений-развлечений, то в саду, где перед детьми просто ставят тарелку, желают приятного аппетита (и всё!), ребенок просто откажется кушать без привычного ритуала.

Как быть мамам и папам?

Еще до начала посещения детского сада поинтересоваться меню и, возможно, даже рецептами блюд, чтобы ввести их в рацион ребенка. Тогда ребенок привыкнет к ним, и они не будут вызывать у него настороженность или негатив.

Научить ребенка есть ложкой (как минимум) без помощи взрослых.

Не кормить ребенка утром перед сборами в садик (если не ест в детском саду больше месяца, тогда, наоборот, кормить утром).

Не подкармливать по дороге печеньками-яблочками-конфетками.

Предупредить персонал, чтобы усаживали за стол, ненавязчиво предлагали поесть, но ни в коем случае не заставляли делать это против воли (может спровоцировать рвоту) и тем более не наказывали за нежелание кушать. Когда малыш захочет поесть, он обязательно скажет.

Активизировать в ребенке дух соперничества: «Ты сколько ложек супа съел сегодня? А Саша? Ого, значит, он выиграл. Попробуешь завтра съесть больше, чем Саша?»

Не зацикливаться на проблеме, не устраивать «разбор полетов» по дороге домой. Как бы невзначай спросить про еду, не более того. Не забирать ребенка из сада раньше положенного времени, чтобы покормить.

Дать ребенку время привыкнуть, пускай это и займет несколько месяцев. Если время идет, а ситуация не меняется, обратиться к психологу.

свернуть

Почему дети болеют в период адаптации

 

Однажды настает тот долгожданный для родителей день, когда ребенок отправляется в детский сад. Казалось бы, наконец мама может спокойно выйти на работу, однако очень скоро к детским слезам утреннего расставания добавляются… насморк, кашель, температура.

Через неделю-две больничный закрывается, ребенок снова идет в сад, но спустя несколько дней опять «хлюпает носом». Такой замкнутый круг может длиться достаточно долго: педиатры называют от 3-4 месяцев до года. С чем связаны трудности адаптации, как помочь организму ребенка и избежать осложнений болезни – на эти и другие вопросы отвечает Алла Беганская, заведующий педиатрическим отделением УЗ «Брестская городская детская поликлиника №1».

– Когда отправлять ребенка в детский сад – это, скорее, педагогический вопрос, и все же… Что думают по этому поводу педиатры?

– Каким бы хорошим ни был детский сад, 80% детей в период адаптации болеют. И это абсолютно нормально. Естественно, что родители встревожены и хотят поскорее выбраться из бесконечных больничных. Но хорошо бы подумать о предстоящих трудностях заранее, еще до сентября. Не нужно откладывать начало посещения сада на осень, лучше пойти в августе, пока еще тепло. Правильнее не оставлять ребенка сразу на целый день, а увеличивать время пребывания в саду постепенно. Сейчас для мягкой адаптации создаются все условия: во многих садах есть группы временного пребывания детей в возрасте от 2 до 3 лет, куда малыши приходят вместе с мамами, привыкают к новой обстановке и режиму. И это очень правильно. Некоторые родители знакомят ребенка с садом таким образом: сначала приводят на прогулку на территорию садика, потом показывают группу, где он будет играть с другими детьми, спальню, столовую, знакомят с воспитателями и нянями… Все это формирует позитивное восприятие детского сада.

 – Часто родители говорят, что ребенок до сада болел редко или не болел вообще. Но как только пошел – болезни одна за другой. С чем это связано?

– Основных причин две: новый образ жизни и новое окружение.

Ребенок начинает жить по новому режиму. Дома он ел и спал, когда хотел, график прогулок был другим… Попав в сад, дети чувствуют на себе давление нового ритма жизни, и закономерно, что их организм пребывает в стрессе. Психоэмоциональное состояние сказывается на физическом здоровье и, конечно же, на иммунной системе – снижается восприимчивость организма к вирусам и бактериям. А в детском саду, в новом окружении, ребенок сталкивается с новыми для его организма видами вирусов и бактерий. Пока ребенок находился дома и жил в окружении родственников, он «познакомился» с типичными для его семьи видами бактерий. Контактируя с другими детьми, он встречается с бактериями, типичными для их семей. Происходят обмен и как следствие заражение. Большинство болезней – острые инфекции, чаще всего вирусные респираторные (поражают дыхательные пути). Однако количество циркулирующих вирусов не бесконечно. Каждое перенесенное заболевание формирует иммунитет, уменьшая вероятность следующего. Хуже, если ребенок не болеет в детском саду: скорее всего, он будет болеть в школе, а это намного сложнее. Во-первых, он будет пропускать занятия, а во-вторых, заболевания, как правило, протекают сложнее.

Немаловажно и то, как быстро наполняется детьми новая группа. Если, скажем, в течение 10 дней собираются все дети, то процесс обмена вирусами и бактериями проходит быстрее. Если в группу с периодичностью ходят 7 – 10 детей, а потом через полгода начинают поступать остальные, адаптированные снова будут болеть. Поэтому важно наполнить группу одновременно.

– Часто родители считают, что болезни детей – результат недосмотра работников детского сада: то слишком легко одели, то слишком много одежды, в группе сквозняк или, наоборот, жара и сухой воздух…

– К учреждениям дошкольного образования предъявляются очень строгие санитарные нормы и правила, выработанные годами. Документально прописано все до мелочей: температура в группах и спальне, график уборки и проветривания помещений, режим питания, сна, игр и многое другое. Центр гигиены и эпидемиологии строго следит за соблюдением санитарных правил. К тому же, в садах есть медицинские работники, которые являются наблюдателями и гарантами качественного проведения уборки и соблюдения всех норм.

Чтобы избежать многих проблем, родителям стоит подготовить ребенка к детскому саду, привить хотя бы минимальные навыки самообслуживания: научить самостоятельно одеваться и раздеваться, ходить на горшок, держать в руках ложку и, самое главное, уметь слушать воспитателя. Если ребенок всему этому научится дома, а не в детском саду, где он и так испытывает стресс из-за новых условий, адаптация пройдет быстрее и проще.

– Какая тактика лечения правильная: отправить ребенка в садик сразу после выздоровления или на какое-то время оставить дома, но тем самым растянуть и без того сложную адаптацию?

– Обычно вопрос стоит иначе – родители торопятся на работу. Таковы реалии. Недельку ребенок поболел, вроде выздоровел, больничный лист приходится закрывать. И тут ребенок снова попадает в коллектив недолеченным, иммунная система не может вовремя отреагировать на новое заболевание, и потому оно будет длительнее и тяжелее предыдущего. Если в первый раз было достаточно промыть нос, дать теплое питье и оставить дома на пару дней, то в следующий раз, возможно, доктору придется назначать антибиотики и бороться с осложнениями. Если ребенок перенес тяжелейший бронхит или пневмонию, он вялый, анализ крови не очень хороший, то нужно обязательно продлить домашний режим до полного выздоровления. Видите, что малыш хорошо кушает, спит, хочет снова в детский сад, значит, пора возвращаться. Доктор Комаровский, которого, наверное, знают все родители, вообще считает, что если ребенок выздоровел и может за собой ухаживать (сморкать нос, например), то вперед в детский сад. Главное – позитивный настрой.

 Может ли ребенок болеть из-за того, что его настрой вовсе не позитивный?

– Конечно, это тоже важный фактор. Каждый ребенок хочет находиться рядом с мамой. Часто после болезни подсознательно формируется мысль «если я заболею, то мама будет рядом». Организм любыми способами пытается вернуться в комфортные условия. Да и родители допускают ошибку, чрезмерно оберегая и балуя ребенка во время болезни. Конечно, болеющего малыша бесконечно жаль, но не нужно создавать положительных ассоциаций с болезнью и исполнять все желания захворавшего. Наоборот, стоит подкреплять позитивными ассоциациями выздоровление, а не болезнь.

– Как помочь малышу в домашних условиях, можно ли как-то ускорить и облегчить выздоровление?

– Если вы о «волшебной пилюле», то ее нет. Нельзя заниматься самолечением и кормить ребенка иммуностимуляторами, надеясь избежать болезней. Если это будет действительно необходимо, участковый врач направит вас к иммунологу, и уже он будет решать, нужно ли назначать лекарства.

Очень важную роль играет микроклимат дома: температура воздуха не более 22 градусов, а лучше около 18 – 20, влажный воздух (особенно в отопительный период), частые проветривания. Эти простые правила значительно ускорят выздоровление и помогут избежать осложнений. А многие вирусы и вовсе обойдут вас стороной: они не любят влажную слизистую. Хорошо иметь дома увлажнитель воздуха, но если его нет, то можно развесить мокрое белье (постиранное без кондиционера), проводить влажную уборку чаще, обрызгать водой шторы и растения… Эти несложные меры особенно хорошо помогают при насморке и кашле.

– Можно ли вести ребенка в детский сад с насморком?

– Родители других детей, конечно же, против, однако сами нередко ведут своего ребенка в сад «с соплями». Мы, доктора, тоже хотели бы, чтобы все дети ходили в сад абсолютно здоровые. Но в наших условиях это вряд ли возможно. К тому же дети ясельного возраста более подвержены насморку из-за высокой проницаемости слизистой носа. Если ребенок чувствует себя удовлетворительно и это не начало болезни, насморк не помеха. Но если есть возможность оставить ребенка дома, то оставьте. Хотя бы потому, что недолеченный насморк чреват осложнениями.

Мы много говорим о медицине, но я хочу сказать о главном: своего ребенка надо уметь слушать и слышать. Будьте внимательны к его жизни, чувствам, мыслям, настроению и самочувствию. Не убегайте из садика, пока ребенок заигрался, отвлекся. Вы упрощаете расставание для себя, но ребенок не понимает, куда делась мама. Это негативная составляющая может потом сохранятся на долгие годы. Ребенок должен видеть, что мама уверенна и спокойна. Попрощайтесь, скажите, что обязательно его заберете, дайте с собой частичку дома – игрушку или носовой платочек, который пахнет мамой. Это все очень важно, в том числе и для сохранения физического здоровья.

свернуть
поделиться в: