Полякова Анна Юрьевна
- Должность: руководитель физического воспитания
- Образование: среднее специальное
В летнее время можно с успехом обучать плаванию на естественных водоёмах – в озере, в реке со слабым течением, пруду. Место для обучения лучше выбирать с пологим спуском к воде, с твёрдым песчаным дном, без ям, коряг, камней, стекла, водорослей и других посторонних предметов, так как они могут оказаться причиной травм. На всём участке обучения плаванию проверьте глубину воды. Глубина на данных участках должна быть от 20 до 80 см. Меньшая глубина будет не удобной, а большая – опасной.
Вода в месте обучения должна быть прозрачной. Прозрачная вода поможет выполнению упражнений, связанных с погружением в воду и контролю за движениями ребёнка под водой. Желательно несколько занятий проводить на одном месте, так как ребёнок привыкает к окружающей обстановке, к глубине, которую он уже изучил. У него появляется уверенность в своих движениях.
Прежде чем начать обучение плаванию, необходимо ознакомиться с правилами, которые помогут избежать ряд неприятных ощущений и получить удовольствие от занятий.
1. Каждый раз перед занятиями проверяйте дно водоёма.
2. Не перегревайте ребёнка на солнце перед входом в воду.
3. Начинайте занятия не раньше, чем через 2 часа после приёма пищи. Для проведения занятий вода должна быть не ниже 20-25 градусов, а температура воздуха на 1–3 градуса выше.
4. Всегда входите в воду первыми и располагайтесь так, чтобы ребёнок находился между вами и берегом.
5. Все упражнения выполняйте по направлению к берегу или вдоль него.
6. Постепенно увеличивайте время занятий в воде. Первое занятие может быть до 8 минут, а затем в зависимости от возраста время занятий увеличивается у младших школьников до 20-30 минут, у старших – до 45 минут. Длительность занятий зависит от температуры воды, воздуха, индивидуальных особенностей ребёнка. Основанием для немедленного выхода из воды будет появление признаков переохлаждения – сильный озноб, посинение губ.
7. Находясь в воде, ребёнок должен быть всегда в движении.
8. На занятиях должна соблюдаться строжайшая дисциплина (нельзя нырять, прыгать в воду без разрешения, звать на помощь без надобности).
9. Нельзя ни на минуту оставлять ребёнка одного без присмотра.
10. Из воды ребёнок всегда выходит первым в вашем сопровождении.
11. После занятий разотрите ребёнка полотенцем и поменяйте мокрый купальный костюм на сухую одежду.
12. Помните, что лучшее время для проведения занятий - с 10 до 12 или с 16 до 18 часов.
Соблюдение этих правил поможет вам избежать ряд неприятностей.
Для занятий плаванием нужно приобрести купальный костюм, чтобы он соответствовал размеру, возрасту и полу ребёнка.
Для того, чтобы организовать интересные занятия по обучению плаванию, необходимо приобрести следующий спортивный инвентарь:
а) резиновый надувной круг
б) плавающие игрушки (в зависимости от возраста)
в) доска из пенопласта
г) ласты и очки для плавания
Проводя занятия на воде, родителям надо быть спокойными, ведь плохое настроение легко передаётся ребёнку.
Надо постоянно находиться рядом с ребёнком, одобряя его правильные действия и помогая ему.
Занятия должны проводиться без принуждения, чтобы вызвать у ребёнка положительные эмоции и интерес.
Занятия необходимо начинать на берегу, в виде разогревающих упражнений для всех групп мышц, продолжительностью до 15 минут. Упражнения разминки должны быть схожи с теми, которые предстоит изучить в воде.
Всё обучение делится на 2 этапа.
На первом этапе необходимо ознакомиться с сопротивлением воды в зависимости от положения тела, гребущих поверхностей рук и ног и скорости выполнения движений.
Затем надо овладеть следующими навыками:
1. Свободному передвижению по дну водоёма на глубине до бёдер или до груди.
2. Полное погружение в воду на 3-5 секунд.
3. Лежание на воде в горизонтальном положении (на спине и на груди).
4. Умение из горизонтального положения тела в воде принять вертикальное положение стоя на дне.
5. Скольжение на спине и на груди 3-5 метров.
6. Выдох в воду, контролируемый обучающим (10 ритмичных выдохов).
На втором этапе изучается техника спортивных способов плавания по следующей схеме:
1. Движение ног.
2. Движение рук.
3. Дыхание.
4. Парное согласование движений рук и дыхания, рук и ног.
5. Полное согласование движений.
Родители, помните, что одним из подготовительных этапов к плаванию является закаливание.
Закаляйтеь – это поможет вам оставаться здоровыми, бодрыми и энергичными!
Консультация для законных представителей воспитанников дошкольного возраста
Любимое зимнее развлечение для детей - это катание на санках с горок. Не смотря на такую любовь к такой зимней забаве, как катание на санках, нельзя забывать о безопасности. Санки, конечно, не автомобиль, но и на снежной горке нас могут подстерегать разные неожиданности и опасности. Случается, что санки переворачиваются, неожиданно ломаются, сталкиваются с другими санями или «идут на таран» ближайшего дерева.
Главное, что может обеспечить безопасное катание на санках и отличное настроение Вам и Вашим детям, это правильный выбор «зимнего транспорта». Обязательно нужно учитывать возраст ребенка, который идет с санками на горку.
Прежде, чем съехать самому, а тем более отпустить своего ребенка кататься с горы, проведите тщательную «инспекцию» склона на предмет резких поворотов, деревьев, пеньков, камней, железок или гвоздей, торчащих из-под снега, а также убедитесь, что на снегу нет проталин. Наехав на неё, Ваш малыш может просто «катапультироваться» из резко затормозивших санок. Ни в коем случае нельзя кататься с горы, которая спускается на проезжую часть или на водоём, где лёд может быть не слишком крепким.
Детям четырёх лет на шумной и многолюдной горке не место. Лучше выбирайте небольшой пологий склон, где катаются дети такого же возраста под присмотром взрослых. В пять-шесть лет ребёнка уже можно отпускать на более «взрослые» горки. Но сначала следует провести с ним небольшой инструктаж по «технике безопасности». Не следует кататься на санках, лёжа на животе. Это довольно рискованно. Самое безопасное положение – сидя, когда верхняя часть туловища отклонена назад на 30-45 градусов.
И ещё, обязательно научитесь сами и научите своего ребенка правильно падать. Объясните, что при угрозе столкновения следует заваливаться на бок, подгибая колени и перекатываясь. Приземляться на спину или на вытянутые вперед руки опасно – можно получить серьёзную травму вплоть до перелома. Найдите большой мягкий сугроб и потренируйтесь заранее вместе с ребёнком – это доставит Вам удовольствие и принесёт большую пользу.
Врачи говорят, что сейчас уже среди старших дошкольников трудно найти здоровых детей. Школа диагнозов только добавит, поэтому о том, чтобы ребенок вырос крепким и относительно здоровым, надо успеть позаботиться до того, как он первый раз пойдет в первый класс.
Развивающие программы для детей можно начинать, когда малыш еще находится внутри мамы. Для беременных существует методика Санатал, предложенная профессором Михаилом Лазаревым. Мама через речь, пение и слушание помогает ребенку овладеть двигательными навыками. Специальный музыкальный материал включает в себя звуки всего внешнего мира, который мы можем повторить в движениях. Мама воспроизводит крик чайки, шум моря, озвучивая в песнях то, что она видит, и изображает полет птицы, движение волны. Благодаря ее действиям еще не родившийся ребенок улавливает ритм и звук в сочетании с движением. Эффективность методики уже доказана: роды проходят легче, и дети развиваются более гармонично.
1-2 года: главный тренер - мама
С года до двух лет - это время, когда ребенок начинает бегать, а мама расслабляется: отпускает малыша в песочницу и болтает на лавочке с другими родительницами. Конечно, ей скучно сидеть все время дома, но именно в этот период закладывается фундамент физического развития ребенка. До года многие родители занимаются бэби-йогой, гимнастикой, а после этого считают, что ребенок сформировался. Ничего подобного!
Совершенствование двигательных навыков не должно прекращаться, надо включить его в режим дня. Неназойливо, в зависимости от настроения ребенка, в общей игровой деятельности. Почитали книжку - подвигались. Интеллектуальную активность надо обязательно сочетать с двигательной. Вариантов - масса. Например, упражнения на больших мячах (45 см в диаметре), которые детям очень нравятся, развивают вестибулярный аппарат, обучают технике ловли и бросков. А на мячах побольше (65 см) может сидеть и мама. Существуют различные массажные мячи - выбирать надо в зависимости от того, что нравится самому ребенку.
Гимнастику ребенок должен делать вместе с мамой, которой нужно поднапрячь фантазию, чтобы стимулировать своего малыша. Ни один ребенок не поднимет руки вверх, если ему сказать: "Подними руки", а вот если попросить его: "Покажи, какой ты большой вырос" - он потянется вверх. Все занятия с маленькими детками построены на сюжетно-ролевых играх: речитатив, стишки, связанные с движением, сравнения (большой, как дом, маленький, как мышка). Слова сопровождаются движением. Любые дети больше устают от статического напряжения, чем от движения. Стоять и не двигаться - для детей равносильно пытке. Естественную двигательную активность ребенка нужно направить в правильное русло.
Прочитали книжку: "А помнишь, мы видели киску? Она вот как ползает. Посмотри на меня, давай вместе поползем. Потом киска увидела жучка (встали на ладошки и пяточки, как он). А теперь я буду мостиком, давай ты проползешь под мостиком. А зайчики прыгали вот так". Конечно, для мамы это нагрузка, потому что прыгать, ползать, да еще придумывая для этих упражнений антураж, нелегко, но такие игры очень крепко связывают маму и ребенка. Она живет его миром, рассказывает ему о нем. Ребенок верит только маме, и, когда они вместе проходят первые шаги, между ними крепнет тесная психологическая связь: он больше ей доверяет, уверен, что она принимает его мир и вместе с ним. Почему потом возникают какие-то психологические проблемы? Потому что мама с самого начала сидела на лавочке со взрослыми тетями, а он один ковырялся в песочнице, с трудом привыкая к другим детям. Ему обидно, что отбирают совочек, а мама ругается. Лучше бы мама сняла с малыша сандалии и походила вместе с ним по неровной поверхности. Это и отличный массаж стоп, и двигательная активность (собрали шишечки пальчиками ног - замечательная коррекционная гимнастика), и тесное общение с самым близким существом на свете.
Индивидуальные занятия с малышом очень важны, и хорошо, если есть возможность проводить их в студии, спортивном центре или развивающем комплексе, где люди нацелены на совместное обучение. Маме покажут, как и чем заниматься с малышом вдвоем, чтобы она могла повторить это дома. А занятия в группе - это переход от индивидуальных занятий к жизни в обществе, когда ребенок попадет в детский сад.
В период с года до двух надо уделить внимание формированию ножек. Плосковальгусные, варусные стопы (наружу, иксообразные ножки, ножки колесом) - это патологии, которые в дальнейшем ведут к нарушениям опорно-двигательного аппарата и изменению походки. Многие родители не обращают на это внимания, и напрасно, тем более что в раннем детстве их можно исправить.
3-4 года: время заметить чемпиона
В 3-4 года можно подключать гимнастику, фигурное катание, плавание. Многие спортивные школы набирают детей этого возраста, чтобы вести их с "нуля" и после "базы" развивать ребенка для конкретного вида спорта.
Если вы не хотите отдавать ребенка в профессиональный спорт, в эти годы надо уделить особое внимание развитию координации движений (прыжки, ходьба коррекционная и развивающая) и скоростных качеств (бег), на основании которых будут в дальнейшем развиваться двигательные способности ребенка.
После трех лет ребенка легко увидеть по его темпераменту, двигательным способностям, чтобы понять, на что он нацелен. Родители должны нащупать почву, на которой ребенок проявит себя лучше всего. Надо, чтобы ребенок обязательно был в движении, и очень неплохо, если выбраны сразу несколько направлений. Удобно, если рядом с домом есть образовательно-спортивный центр, где ребенок может посетить и развивающие игровые, и спортивные занятия. Не придется бегать, менять постоянно коллектив и педагогов, удастся лучше сочетать разные виды деятельности и нагрузки (хореография, ритмика, игры). Специалист в состоянии разглядеть в трехлетнем малыше выдающиеся способности и порекомендовать более серьезные занятия.
Прислушивайтесь к мнению тренера. Порой родители мечтают видеть в девочке великую гимнастку, и у нее действительно можно развить гибкость, но ее природные данные к этому не особенно располагают. В итоге ребенок всячески сопротивляется, его "ломает", появляются психологические трудности, которые способны повлечь за собой и проблемы физиологического характера.
Многие тренеры удаляют родителей с занятий. Это правильно. Если малышу сложно оторваться от мамы, на одно занятие ей, может быть, стоит остаться, но вводить это в систему не нужно, потому что при родителях ребенок иначе воспринимает информацию и может уйти: "Я устал" - зная, что здесь мама. Некоторые детки не хотят себя преодолевать, и тренер подключает различные методики психологического воздействия ("Вон посмотри, как у него получается. А как у тебя получится? Ты же уже большой!" - и ребенок старается, достигает результатов), а если мама находится рядом, эти приемы зачастую уже не работают. Независимо от того, что движет мамой, которая хочет присутствовать на всех занятиях (гиперопека или праздное любопытство), лучше себя преодолеть. Если вы решились отдать ребенка в спортивную школу, доверьте его дальнейшее развитие тренеру.
5-7 лет: подготовка к школе
В 5-7 лет круг интересов у детей уже очень широкий, и число направлений, в которых можно тренироваться, увеличивается. Больше танцев, ролевых подвижных игр, уроки на воде. Важно не забывать о том, что ребенок готовится к школе, и перед началом занятий надо укрепить его мышечный корсет, чтобы первоклассник смог без особого напряжения высидеть 3-4 урока по 40 минут. Для этого существуют коррекционные комплексы лечебной физкультуры, направленные на укрепление спины и ног.
8-10 лет: выбор себя
В это время ребенок уже в состоянии выбрать тот вид спорта, в котором ему самому интересно себя реализовать: плавание, гимнастику, конный спорт, атлетику и т. д. В профессиональном спорте в 8-10 лет начинают глубоко изучать методики различных видов спорта. Ребенка загружают сильнее, делая акцент на технических аспектах.
Развить можно любого ребенка, но родители должны определиться, хотят они видеть в нем профессионального спортсмена или просто здорового, физически крепкого человека. Я склоняюсь к тому, что лучше выбрать многостороннее физическое развитие без установки на рекорды и глобальные достижения. Когда на детей давят, заставляют работать на результат, психологические проблемы возникают чаще. Достижение результата - это хорошо, но все должно быть в меру. Ни для кого не секрет, что профессиональный спорт - это очень жесткий мир, где царит серьезная конкуренция, и родители должны определиться, что для них важнее: громкие победы или психологический комфорт ребенка.
Правила для всех
Оптимально заниматься три раза в неделю. Если у родителей есть возможность чередовать занятия в воде, аэробику, силовые нагрузки - это идеальный вариант для ежедневной двигательной активности. Дети несколько часов в день сидят над уроками сначала в школе, потом дома. Было бы замечательно, если бы родители находили время, чтобы вечером хотя бы покататься с ребенком на велосипеде. По нашим наблюдениям, система спортивных занятий дает хороший результат.
Пища должна быть богатой белками (мясо, рыба) и витаминами (фрукты, овощи). Растущий организм ограничивать какими-то диетами неправильно и вредно, а еда из субпродуктов противопоказана.
Пить во время тренировок можно. Раньше считалось, что это вредно, но сейчас склоняются к другому мнению. Другое дело, что ледяная вода из-под крана - не самый подходящий вариант утоления жажды. Дети теряют во время занятий гораздо больше жидкости, чем взрослые. Чувство жажды - показатель того, что организму не хватает воды, поэтому восполнять ее нужно так, как он того требует.
Как правильно выбрать спортивную школу
Делать из ребенка гимнаста только потому, что соответствующая секция находится рядом с домом или мама в свое время мечтала туда ходить, определенно не стоит. Прежде чем выбрать спортивную школу, сходите на занятия и посмотрите, как они проходят. Мама, которая своего ребенка любит, интуитивно почувствует, подходит ли для него этот тренер, в какой форме он ведет занятие, как разговаривает с детьми, что дает.
Нелишним будет подойти к руководителю секции (спортивной школы) и узнать, кто будет заниматься с детьми, тренер какого уровня. Если это мастер спорта без образования, стоит насторожиться: как спортсмен он, может, и хорош, но для работы с детьми этого мало. Без специального образования, не зная методик, физиологических норм в детском возрасте, вряд ли он сможет грамотно с ними работать, потому что система тренировок детей очень отличается от работы со взрослыми. Это надо знать, чтобы не "сломать" ребенка и избежать опасности перегрузки. Тем более если речь идет о профессиональном спорте, где заняты не просто обучением и развитием, но и совершенствованием, тренировка идет на грани максимальных возможностей ребенка, и нагрузки очень значительные.
Отслеживайте результаты занятий. В начале, середине и конце года берите у тренера срез уровня физической подготовленности ребенка: показатели общей физической подготовленности ребенка (скоростно-силовые качества, прыгучесть) и его результаты в области специализации (например, если он занимается плаванием, за сколько он проплывает 50 м кролем и т. д.). Тренер должен объяснить родителям, что ребенок выдает на настоящий момент и какие исходя из этого перед ним открываются перспективы. Чтобы достичь каких-то результатов, он должен проходить за год определенную программу.
Обратите внимание, как быстро ребенок утомляется, справляется ли он с нагрузкой, осваивает ли методику, как изменяются его физиологические показатели (частота сердечных сокращений, пульсометрия и т. д.). В конце года в спортивных школах обычно проходят соревнования, на основании которых можно сделать выводы о том, как ребенок подготовился.
Немаловажна и материально-техническая база: где ребенок будет тренироваться, на каком оборудовании, будут ли выезды в другие города на соревнования, на сборы, в лагерь. В этом есть определенный стимул для ребенка, который рано или поздно задаст вопрос: зачем мне тренироваться просто так?
Если вы нацелены сделать из ребенка профессионального спортсмена, поинтересуйтесь, есть ли в школе возможность роста, какие перспективы открываются после достижения определенных успехов? Если это школа олимпийского резерва, то куда у нее есть выход? Сможет ли ребенок перейти на другой уровень (в команду олимпийских мастеров, в высшую лигу и т. д.)?
Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно.
Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность.
В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры - все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре.
Важен выбор цели: взрослые должны знать, что им делать конкретно в данное время года, в применение к возможностям ребенка, тогда и физическое воспитание идет успешнее. Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач.
Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:
Совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом – один из основных аспектов воспитания!
Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома. Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5 – 2 см. Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.
Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности. Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх. Главное назначение корректирующих упражнений – активное пронирование стопы (положение стопы на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх. Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.
Упражнения для коррекции стопы :
1.Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1–3 минут.
2.Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2–5 минут.
3.Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.
4.Ходьба по палке.
5.Катание мяча поочередно одной и другой ногой.
6.Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2–4 минут.
7.Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.
8.Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.
9.Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.
10.Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1–3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).
Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы. Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном учреждении.
Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным – вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.
Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологические законы развития человека. Кинезиология помогает улучшать двигательную координацию и регулировать утомляемость у танцоров, спортсменов, гимнастов, работников, связанных с физическим трудом. В чем польза кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста?
Однако психика ребёнка устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребёнку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Представляем вашему вниманию адаптированные, изменённые в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе
«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
«Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
«Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
«Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
«Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.
На занятиях ребенку дается заниженная физическая нагрузка, с частым отдыхом и уменьшенной дозировкой. Это означает, что он включается в движения только спокойного характера, или подвижную деятельность заменяют спокойной:
— бег, прыжки и кувырки заменяют ходьбой, укороченным бегом в замедленном темпе и т. д.;
— силовые упражнения с большим напряжением мышц и эмоций заменяют на спокойные или совсем опускают;
— игры большой подвижности заменяют спокойными или находят для ребенка роль в игре спокойного характера;
— на лыжах ребенок спокойно ходит по 5—10 мин, с отдыхом. С гор не катается.
Степень снижения физической нагрузки зависит от вида и характера протекания заболевания, а также индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.
За снижением физической нагрузки следят воспитатель и руководитель физического воспитания.
Как определять у детей степень усталости во время двигательной деятельности
Степень усталости ребенка можно определять по внешним признакам:
При небольшой усталости наблюдаются легкое покраснение лица, спокойное выражение, потливость незначительная; дыхание несколько учащено, но остается ровным; физические упражнения, задания выполняются правильно и быстро, общее самочувствие хорошее.
При средней усталости наблюдаются значительное покраснение лица, напряженное выражение; явная потливость; дыхание резко учащенное; выполнение физических упражнений неуверенное, появляются добавочные движения; могут быть жалобы на усталость.
При выраженной усталости — для всех детей требуется вводить изменения в содержание и методику занятий физическими упражнениями. Если признаки усталости появляются у отдельных детей, нужно снизить для них дозировку упражнений, предоставить кратковременный отдых.