Фомченко Светлана Михайловна
- Должность: музыкальный руководитель
- Образование: среднее специальное
- Категория: первая
Музыкальные занятия развивают двигательные навыки, координацию, концентрацию внимания, речь, дети учатся взаимодействию в коллективе, развивают музыкальный слух, а также в доступной игровой форме обучаются игре на музыкальных инструментах.
На данной странице вы найдёте материал по музыкальному развитию малышей:
Полезные ссылки:
Чем раньше начинается музыкальное воспитание ребёнка, тем более эффективно будет служить музыка совершенствованию его духовных и физических сил.
Ребёнку доставляет радость, когда взрослые негромко и ласково напевают ему незатейливые и спокойные мелодии. Музыка помогает поддерживать радостное настроение у ребёнка. А это очень важно, особенно в раннем возрасте, потому что положительные эмоции способствуют здоровому развитию нервной системы и благотворно влияют на протекание основных физиологических процессов в организме: дыхания, сердечной деятельности, обмена веществ.
Исследования показывают, что одним из первых компонентов музыки ребёнок начинает улавливать РИТМ и реагировать на него. По всей вероятности, чувство ритма имеет свои биологические корни. Как известно, большинство необходимых функций человеческого организма ритмично. В зависимости от физического и психического состояния человека ритм этих функций изменяется.
Различные музыкальные ритмы по - разному действуют на состояние человека, на деятельность его внутренних органов и работоспособность мышц. Не случайно с древних времён выделяют так называемые ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ и МАРШЕВЫЕ ритмы, пробуждающие бодрость и стремление к движению. Эта способность музыки стимулировать движения используется в танцах, во время длительных переходов на марше и в парадном строю, при гимнастических упражнениях.
Когда ребёнок начинает понимать речь и затем сам овладевает ею, мир его слуховых впечатлений значительно расширяется. Особый интерес приобретает для него жанр ПЕСНИ, потому что теперь он может воспринимать и понимать не только песенную мелодию, но и слова, а также улавливать внутреннюю эмоциональную связь между словом и музыкой. В этот период СЛУШАНИЕ и РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН помогает совершенствовать и развивать речевые навыки ребёнка, расширять его активный словарный запас, улучшать дикцию.
ВАЖНО ДОБИВАТЬСЯ, чтобы дети пели без напряжения. НЕЛЬЗЯ разрешать им петь на улице в холодную или сырую погоду, потому что это вредно для голосовых связок и может привести к простуде. Неокрепший голосовой аппарат ребёнка требует бережного обращения и охраны от перегрузок и вредных факторов.
Научить ребёнка внимательно слушать музыку, понимать настроения и чувства, которые она передаёт, воспроизводить незамысловатые мелодии – значит так организовать стремления ребёнка, чтобы МУЗЫКА СЛУЖИЛА ЕМУ НЕ ВО ВРЕД, А НА ПОЛЬЗУ.
Интересно знать, что…
Ещё первобытные люди верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли.
Радостно на душе – сама просится на волю весёлая, бодрая песня. Задумался, замечтался – на ум приходит мелодия неторопливая, задумчивая. А горе навалилось – ничто не выразит так, как музыка, боль и скорбь человеческую.
Древние философы Платон и Аристотель считали музыку лекарством, исцеляющим не только тело, но и душу.
Древние китайцы считали, что музыка избавляет порой от тех недугов, которые неподвластны врачам.
Современные исследования показали, что человеческое тело находится в постоянной музыкальной вибрации. Учёные установили, что музыка воспринимается разными зонами человеческого мозга. Расшифровав компьютерные томограммы, исследователи составили «музыкальную карту мозга», где выяснилось, например, что аккорды в виде терции и тонического
трезвучия воспринимаются только лобными долями головного мозга, отвечающими за наши положительные эмоции.
В современном мире есть такое понятие –музыкальная терапия.
Сегодня в Китае выпускают музыкальные альбомы с весьма неожиданными для европейца названиями: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень». Есть также «Печень», «Лёгкие», «Сердце» и даже «Концерт для почки с оркестром». Китайцы принимают эти музыкальные произведения, как таблетки и лекарственные травы, чтобы поправить здоровье. Подобные сборники музыки издаются в Японии.
В Индии национальные напевы используются как профилактическое средство во многих больницах.
А в Мадрасе даже есть специальный центр по подготовке врачей - музыкотерапевтов. Ими уже найдены музыкальные пьесы для лечения гипертонической болезни и некоторых психических заболеваний, перед которыми традиционная медицина зачастую бессильна.
Наконец, и западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Самый большой эффект на пациентов оказывают мелодии В.Моцарта: не слишком громогласные, но и не
слишком тихие, плавные, но не занудные и не однообразные – очаровательные в своей простоте.
Этот музыкальный феномен, до конца ещё необъяснённый и поэтому загадочный, так и назвали «Эффект Моцарта».
Один из исследователей «Эффекта Моцарта», доктор Гордон Шоу объясняет: вибрация звуков создаёт энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную» энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление.
В Канаде струнные квартеты Моцарта играют на городских площадях, чтобы упорядочить уличное движение и тем самым снизить количество ДТП.
Японцы проэкспериментировали: когда музыка звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее.
Замечено, что прослушав серенаду Моцарта, коровы давали вдвое больше молока.
И самое актуальное НОУ-ХАУ – это необычный лазерный диск, помогающий избавиться от наркотической и алкогольной зависимости, создан в Москве.
В первую минуту прослушивания слышится нечто неопределённое, вроде птичьего чирикания, а затем льётся музыка... Какая? Это известная классика –«Токката и фуга ре-минор» Баха. Музыка должна быть обязательно полифонической, то есть многоголосой.
Для оздоровления организма музыкотерапевты советуют слушать: на клеточном уровне звон колоколов и колокольчиков. М.Мусоргский, опера «Борис Годунов» сцена коронования.
С.Рахманинов, 2-ой концерт. Ростовские колокольные звоны. При многих соматических заболевания, язве желудка, а также для положительного воздействия на психику: Произведения В.Моцарта.
При язвенных болезнях желудка и гастрите
–сонаты Л.Бетховена.
Снимают раздражительность и нервные напряжения: Л.Бетховен, Лунная соната
П.И.Чайковский, Времена года.
П.И.Чайковский, Сентиментальный вальс
Песни М.Таривердиева и А.Пахмутовой.
Полное расслабление
Д.Шостакович, «Вальс» к к/ф «Овод»
Свиридов, «Романс» к повести «Метель»
Снимают зажатость, заторможенность, повышают творческий импульс:
И.Дунаевский, «Марш» к к/ф «Цирк».
А.Хачатурян, «Танец с саблями»
Затем предлагаем бубен - по сути, усложненный вариант барабана - можно и бить, и звенеть. Покажите малышу, как можно аккомпанировать любым мелодиям. Вариантов аккомпанемента множество. Самый простой - удары на сильную долю - места, которые звучат более сильно и четко. Например, "В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик" и дрожание бубенчиков на протяжные гласные. На этих музыкальных инструментах лучше всего показать, что такое темп и ритм. Малыши хорошо воспринимают ассоциацию с шагами. Топ... Топ... Топ... (делаем паузы в 2-3 секунды). Топ-топ-топ побежали (быстро). Теперь также пальчиками по барабану/бубну. Проверьте, понял ли вас малыш, слушая детские песенки. Немаловажно то, что прослушивание детских песенок инициирует певческую активность малыша, способствует развитию речи, обогащает пассивный словарь.
А теперь - ложки. Их даже покупать не надо. Наверное, найдется в хозяйстве пара деревянных ложек. Сложите их тыльными сторонами, скрепите концы для удобства резинкой. Детям не так просто правильно взять ложки, куда привычнее схватить покрепче, как погремушку. Потребуется добиться некоторой расслабленности, звучание ложек традиционно сочетается с народными песнями и попевками, но подойдет и практически любая ритмичная мелодия ("Танец маленьких утят", "Антошка", "Кабы не было зимы"). Показывайте свой восторг при любых проявлениях интереса ребёнка к инструментальному музицированию. Хвалите малыша, просите "помочь маме поиграть" - и вы испытаете много радостных мгновений от совместного творчества.
Некоторые мамы опасаются негативно воздействовать на музыкальное развитие ребенка, так как сомневаются в своих вокальных способностях, не могут чисто спеть мелодию. Хочется развеять их сомнения...
Материнское пение занимает особое место в музыкальном развитии ребенка. Ее голос – главный и уникальный, обладающий неповторимым тембром «музыкальный инструмент». Пение мамы, адресованное малышу, является сильным психоэмоциональным стимулом, на который он реагирует активными действиями. Какие песни лучше петь маленькому ребенку? Это, конечно же, колыбельные, они несут радость, любовь, нежность, покой и умиротворение. Благоприятное воздействие на малыша оказывают и народные песни. Они разнообразны по характеру (лирические, плясовые и т.д.), ритму, темпу. Их мелодии выразительны, доступны для исполнения и восприятия и представляют богатый выбор для импровизации, а тексты песен несут положительную информацию об окружающем мире.
Некоторые мамы опасаются негативно воздействовать на музыкальное развитие ребенка, так как сомневаются в своих вокальных способностях, не могут чисто спеть мелодию. Хочется развеять их сомнения. Любящая мама, которая поет непринужденно, искренне, от души, радуется успехам своего малыша, не может «испортить» ребенку музыкальный слух, даже если она неправильно воспроизводит нотный текст. Малыш в первую очередь воспринимает интонацию пения мамы, эмоционально реагирует на ее настроение. К тому же не только пение взрослого развивает музыкальные способности ребенка.
Особое место в музыкальном развитии малыша занимает исполнение взрослым мелодий на детских музыкальных инструментах. Металлофон, блок-флейта, губная гармошка, триола – это музыкальные инструменты со звукорядом. Они обладают характерными «голосами» и придают новизну и выразительность одним и тем же мелодиям. Валдайские колокольчики, музыкальные треугольники, бубны, тамбурины, трещотки, кастаньеты, деревянные ложки, маракасы, погремушки, бубенцы и т.д. – музыкальные инструменты – игрушки без звукоряда, но с разной тембровой окраской. Они передают ритм мелодии, обогащая слуховой опыт ребенка подчас неожиданными впечатлениями. На картинках изображены некоторые из музыкальных инструментов. Возможно, они хорошо знакомы вам с детства и, видя их в магазине, обязательно вспомните о своем малыше, о том, как можно увлекательно организовать игру с ним, и обязательно купите какой-нибудь из них. Пусть вас не останавливает мысль о шуме, который ваше дитя может сотворить с помощью этого инструмента. Просто помните, что играть на нем малыш должен непременно с вами. Иначе малыш будет бесцельно колошматить по игрушке, производя тот самый раздражающий шум.
Кроме материнского пения и исполнения мелодий на детских инструментах, огромное значение для музыкального развития малыша имеет совместное, со взрослыми прослушивание классической музыки. Сначала это могут быть несколько музыкальных фраз, укладывающихся в 30 секунд, затем время прослушивания постепенно увеличивается. Выбирая музыку для совместного прослушивания, ориентируйтесь на свои предпочтения, но при этом помните, что музыка не должна быть громкой, иметь резкие динамические и темповые контрасты. Следует также избегать незаконченных музыкальных фраз и навязчивых ритмов (что характерно для поп-музыки). Для малыша подходит такая музыка, которая доставляет ему положительные эмоциональные переживания.
Ведущие специалисты в области педагогики и психологии убеждены, что музыкальное воспитание оказывает благотворное влияние на психическое развитие малыша в целом – стимулирует зрительное, слуховое восприятие, двигательную активность, обогащает эмоциональную сферу ребенка различными переживаниями. Когда малыш окружен любовью, нежностью и находится под воздействием музыки и пения, он растет жизнерадостным, любознательным, активным, легче переносит неожиданные ситуации и разочарования. И даже не став музыкантом, он обязательно будет грамотным, разборчивым слушателем, ценителем хорошей музыки и просто добрым и отзывчивым человеком.