Информационная безопасность

 

️Внимание! В Витебской области регистрируются факты хищения денежных средств со счетов граждан посредством фишинговой ссылки Беларусбанка!⚠️

❌Мошенническая ссылка предлагается поисковыми системами по запросу "интернет-банкинг Беларусбанк".

Ранее мы сообщали, что мошенники подделывали интернет-банкинг Белинвестбанка, МТБанка, Белгазпромбанка, Сбербанка.

Напоминаем, чтобы не стать жертвой киберпреступника:

✅всегда сверяйте адрес страницы сайта с официальной прежде, чем ввести личные данные.

✅Все ресурсы белорусских организаций располагаются в домене .BY/

✅Безопасно пользуйтесь мобильными приложениями банков, сервисов оплаты и доставки.

В настоящее время работает поддельная ссылка https://belarus24.website

❌Не вводите свои логин и пароль для входа в личный кабинет
✅Будьте внимательны!
✅Предупредите своих знакомых!

Мультфильмы о безопасности в сети Интернет:

Уважаемые родители, предлагаем Вам вместе с детьми просмотреть мультипликационные ролики словенского мультсериала «SheepLive», переведённые на русский язык НП «Лига безопасного интернета», направленные на формирование информационной грамотности ваших детей:

 

Белые овцы

Тайный друг

Не танцуй с волком

Девяносто девять

Невоспитанный

Болтун

Королева красоты

Карнавальный костюм

Бал-маскарад

Тысяча друзей

Чужой телефон

Фейерверк

Руки вверх

В глупом положении

Корзина покупок

Игра в снежки

Телефономания

Затуманенные головы

Мультфильмы «Единый урок безопасности в сети интернет»:

Почемучка. Безопасность в Интернете при работе

Фиксики-советы. Осторожней в Интернете!

Мультфильм о безопасности  в сети интернет для дошкольников

Видео-урок о безопасности в сети интернет для детей и подростков.

Мультфильм «Азбука безопасности в интернете».

Социальный ролик «безопасный интернет — детям».

Мультфильм «Безопасный интернет».

Мультфильм «Смешарики и безопасный интернет».

 

Профилактика преступлений, совершаемых с использованием социальных сетей.


Повсеместное внедрение и использование информационнокоммуникационных технологий, не только способствует формированию
информационного общества, но и приводит к появлению новых угроз,
одной из которых является компьютерная преступность.
Последние пять лет в Республике Беларусь фиксируется
существенный рост числа зарегистрированных киберпреступлений.
Справочно:
В период с 2009 по 2017 год доля киберпреступлений в
структуре преступности составляла около 2-3 % (в пределах
2,0-2,5 тысяч преступлений в год), в 2022 году их доля составила
16,8 % (14 839).
При этом подростки, не обладая должной осмотрительностью,
становятся жертвами интернет-мошенников, а также с помощью
социальных сетей, включая мессенджеры, вовлекаются в совершение
преступлений.
С развитием информационных технологий также возросло число
зарегистрированных преступлений против половой неприкосновенности
или половой свободы несовершеннолетних, совершаемых посредством
различных социальных сетей и сервисов для обмена сообщениями.
2
Рассчитывая на анонимность в интернете, преступники, пользуясь
детской доверчивостью и недостаточными знаниями о безопасном
поведении в сети, подыскивают жертв преступлений, маскируясь под
несовершеннолетних или знакомых.
Справочно:
В 2022 году значительная часть всех указанных преступлений
против половой неприкосновенности или половой свободы
несовершеннолетних совершена с использованием различных
социальных сетей и мессенджеров – 248 из 1089, или 22,8 %.
В числе преступлений, связанных с совершением развратных
действий в отношении несовершеннолетних, более 80 % совершены в
интернете (так называемый интернет-груминг).
Справочно:
Наиболее часто преступниками при совершении
преступлений использовались следующие социальные сети и
мессенджеры: ВКонтакте – 85 %; Telegram – 8,5 %; Instagram –
3 %; Viber – 2,5 %; Одноклассники и WhatsApp – менее 1 %.
Кроме того, с помощью социальных сетей (мессенджеров) среди
несовершеннолетних распространяется информация деструктивного
характера: пропаганда экстремизма, насилия, наркомании,
нетрадиционных сексуальных отношений и иной контент, имеющий
возрастные ограничения. Дети в силу отсутствия критического
мышления подвержены негативному влиянию такой информации и
представленным в сети фейкам, что делает их присутствие в социальных
сетях потенциально опасным.
Статистические данные об использовании в преступных целях
социальных сетей и мессенджеров свидетельствуют о том, что особого
внимания требует вопрос обеспечения безопасности детей и подростков.
Обращаем внимание, что правилами пользования большинства
наиболее популярных среди несовершеннолетних приложений
запрещено создание учетной записи лицам до 13 лет (Viber, Instagram,
ТiкТок) или до 16 лет (Telegram). Регистрация аккаунта от имени лица,
не достигшего минимально допустимого возраста, является нарушением
условий пользования мессенджером (социальной сетью).

Заместитель Министра А.В.КадлубайВ

свернуть

Внимание мошенники

Не дай себя обмануть!

Материалы и рекомендации для детей, родителей и педагогов

Внимание! Берегите свои деньги

Как не стать жертвой киберпреступника

Преступления в сфере высоких технологий и как уберечь себя от них

Преступления в сфере высоких технологий
и как уберечь себя от них

За сравнительно небольшой промежуток времени количество пользователей сети Интернет в Республике Беларусь превысило пять миллионов человек. Сегодня по плотности проникновения широкополосного доступа на 100 человек Беларусь вышла на среднеевропейские показатели, а по скорости – на третье место в мире. Количество абонентов сотовой связи продолжает увеличиваться и в 2017 году достигло 11,415 миллиона человек.

Указанные темпы проникновения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека наряду с имеющей место неквалифицированностью определенной части пользователей являются предпосылкой возрастающего количества компьютерных инцидентов.

В законодательстве Республики Беларусь предусмотрена ответственность, в том числе уголовная, за совершение противоправных деяний в сфере высоких технологий.

Уголовным кодексом предусмотрен ряд преступлений, отнесенных к компетенции подразделений по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий. Рассмотрим их подробнее.

Статья 212. Хищение путем использования компьютерной техники

1. Хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путем введения в компьютерную систему ложной информации -

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо сопряженное с несанкционированным доступом к компьютерной информации,-

наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в крупном размере, -

наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

4. Деяния, предусмотренные частями 1, 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, -

наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Необходимо отметить, что ответственность за деяния, предусмотренные ст.212, наступает с 14-летнего возраста.

Примером такого преступления может быть хищение денежных средств с найденной либо похищенной банковской платежной карточки с использованием банкомата, платежного терминала. В последнее время все чаще фиксируются факты хищений с использованием реквизитов карт при осуществлении Интернет-платежей, а также завладение денежными средствами, хранящимися на счетах различных электронных платежных систем и сервисов.

Статья 349. Несанкционированный доступ к компьютерной информации

1. Несанкционированный доступ к информации, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, сопровождающийся нарушением системы защиты (несанкционированный доступ к компьютерной информации), повлекший по неосторожности изменение, уничтожение, блокирование информации или вывод из строя компьютерного оборудования либо причинение иного существенного вреда, -

наказывается штрафом или арестом.

2. Несанкционированный доступ к компьютерной информации, совершенный из корыстной или иной личной заинтересованности, либо группой лиц по предварительному сговору, либо лицом, имеющим доступ к компьютерной системе или сети, -

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

3. Несанкционированный доступ к компьютерной информации либо самовольное пользование электронной вычислительной техникой, средствами связи компьютеризованной системы, компьютерной сети, повлекшие по неосторожности крушение, аварию, катастрофу, несчастные случаи с людьми, отрицательные изменения в окружающей среде или иные тяжкие последствия, -

наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет.

Например – несанкционированный доступ (открытие и просмотр файлов, писем, переписки) к электронной почте, учетным записям на различных сайтах, в том числе в социальных сетях, к информации, содержащейся на компьютере, в смартфоне и защищенной от доступа третьих лиц.

Статья 350. Модификация компьютерной информации

1. Изменение информации, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, либо внесение заведомо ложной информации, причинившие существенный вред, при отсутствии признаков преступления против собственности (модификация компьютерной информации) -

наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Модификация компьютерной информации, сопряженная с несанкционированным доступом к компьютерной системе или сети либо повлекшая по неосторожности последствия, указанные в части 3 статьи 349 Кодекса,-

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

В качестве примера можно привести произведенные изменения компьютерной информации: переписка в электронной почте, в социальной сети, в мессенджере с правами другого пользователя; изменение текстовой, графической и иной информации; внесение изменений в защищенные базы данных и т.д.

Статья 351. Компьютерный саботаж

1. Умышленные уничтожение, блокирование, приведение в непригодное состояние компьютерной информации или программы, либо вывод из строя компьютерного оборудования, либо разрушение компьютерной системы, сети или машинного носителя (компьютерный саботаж) -

наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от одного года до пяти лет.

2. Компьютерный саботаж, сопряженный с несанкционированным доступом к компьютерной системе или сети либо повлекший тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Здесь мы говорим об умышленном уничтожении (удалении, приведении в непригодное состояние, шифровании) компьютерной информации либо ее блокировании (например путем смены пароля доступа, изменении графического ключа и т.д.).

Статья 352. Неправомерное завладение компьютерной информацией

Несанкционированное копирование либо иное неправомерное завладение информацией, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, либо перехват информации, передаваемой с использованием средств компьютерной связи, повлекшие причинение существенного вреда, -

наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

В данном случае учитываются действия, связанные с копированием какой-либо значимой информации, повлекшие причинение существенного вреда. К примеру – копирование писем из электронной почты, личной переписки из социальных сетей, закрытых для просмотра третьими лицами фотографий с компьютера.

Статья 353. Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети

Изготовление с целью сбыта либо сбыт специальных программных или аппаратных средств для получения неправомерного доступа к защищенной компьютерной системе или сети -

наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет.

Статья достаточно специфична и применяется при разработке, изготовлении и сбыте специальных программ и устройств, предназначенных для осуществления несанкционированных доступов, например поддельных смарт-карт для просмотра закодированных каналов спутникового телевидения.

Статья 354. Разработка, использование либо распространение вредоносных программ

1. Разработка компьютерных программ или внесение изменений в существующие программы с целью несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации или копирования информации, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, либо разработка специальных вирусных программ, либо заведомое их использование, либо распространение носителей с такими программами - наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены лица за разработку вредоносного программного обеспечения, а также разработку и использование вирусов, например блокирующих смартфоны либо шифрующих компьютерную информацию на серверах.

Статья 355. Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети

1. Умышленное нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети лицом, имеющим доступ к этой системе или сети, повлекшее по неосторожности уничтожение, блокирование, модификацию компьютерной информации, нарушение работы компьютерного оборудования либо причинение иного существенного вреда, -

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное при эксплуатации компьютерной системы или сети, содержащей информацию особой ценности, -

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности последствия, указанные в части третьей статьи 349 настоящего Кодекса, -

наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Указанная статья применяется к лицам, имеющим доступ к компьютерным сетям и системам, в которых хранится значимая информация, халатные действия которых привели к нарушению функционирования таких систем.

Ответственность за деяния, предусмотренные ст.ст.349-355 наступает с 16-летнего возраста.

Также с использованием сети Интернет может совершаться ряд иных уголовно наказуемых противоправных деяний:

мошенничество (ст.209 УК);

причинение имущественного ущерба без признаков хищения (ст.216 УК);

изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера(ст.343 УК, ст.343-1 УК);

клевета (ст.188 УК);

оскорбление (ст.189 УК);

разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни (ст.130 УК) и иные.

В 2017-2018 годах на территории Гродненской области наблюдается отчетливая тенденция роста количества фактов совершения противоправных деяний в сети Интернет, которые выражаются, с одной стороны, во «взломе» и несанкционированном использовании учетных записей пользователей в социальных сетях, а с другой стороны – в совершении хищений с карт-счетов граждан путем мошенничества либо использования компьютерной техники. И в обоих случаях злоумышленники пользуются излишней доверчивостью и неосмотрительностью самих пользователей, а также их халатным подходом к обеспечению безопасного использования сети Интернет.

Сначала преступник получает несанкционированный доступ к средству связи с потенциальным потерпевшим, обычно это учетные записи в социальных сетях, электронные почтовые ящики, аккаунты в различных программах, предназначенных для обмена сообщениями, например Skype. Обычно это становится возможным ввиду небрежного отношение владельца сайта к обеспечению сохранности конфиденциальной информации (логинов, паролей) о пользователях либо беспечности самих пользователей При этом такая беспечность со стороны пользователей может проявляться в:

попадании на удочку лиц, создавших «фишинговый» (имитирующий настоящий) сайт;

вводе логинов и паролей от своих учетных записей в соцсети или электронных почтовых ящиков на иных, не имеющих отношения к функционированию указанных сервисов, сайтах;

использовании идентичных реквизитов для авторизации на различных ресурсах;

использовании слишком легких паролей;

отсутствии на устройствах средств, позволяющих блокировать работу вредоносных программ и др.

Получив реквизиты, злоумышленник заходит в учетную запись жертвы и осуществляет рассылку контактам владельца взломанной учетной записи сообщения мошеннического характера.

Следует констатировать, что фантазия преступников безгранична, вариантов формулировок таких просьб множество, приведем некоторые примеры таких сообщений:

«Вася (к примеру), я нахожусь в России, у меня украли кошелек и телефон. Срочно нужны деньги на билет домой. Отправь мне на карт-счет (здесь может быть мобильный номер телефона, кошелёк в электронных платежных системах Яндекс.Деньги, QIWI, WebMoney или других) 5 000 (мошенник имел ввиду российских, знал бы он, что в Беларуси указанная сумма столь существенна, он бы уточнил) рублей. Все верну по приезду.»;

«Привет, у тебя есть действующая банковская карточка? Мою заблокировали, а как раз сегодня мне должны перечислить деньги. Можно я дам реквизиты твоей карты, на нее придут деньги, потом отдашь мне. В долгу не останусь!»;

«Я помогаю в сборе средств для лечения моей дальней родственницы, у нее серьезная болезнь, нужно много денег. Перечисли, если есть возможность, хоть какую-то сумму на кошелек».

Далее преступнику остается ждать отклика от ничего не подозревающих собеседников и проявлять свои способности в риторике и убеждении.

В случае, когда потерпевший отзывается на уловку преступника и, будучи обманутым, сам осуществляет перевод средств на предложенные реквизиты, в действиях злоумышленника усматривается состав преступления, предусмотренного статьей 209 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Мошенничество» (в зависимости от суммы похищенного максимальная ответственность может составлять как три, так и десять лет лишения свободы).

Когда имеет место предоставление потерпевшим платежных реквизитов и осуществление транзакций злоумышленником путем их ввода на различных сайтах, поддерживающих возможность совершения платежных операций, имеет место статья 212 «Хищение путем использования компьютерной техники» (также в зависимости от суммы максимальное наказание варьируется от 3 до 15 лет лишения свободы, при этом Законом не предусмотрена минимальная сумма хищения). При этом надеяться на то, что преступник в данной ситуации оставит на Вашем карт-счете хоть какую-то сумму, к сожалению, не приходится.

Необходимо отметить, что совершение транзакций по банковским платежным карточкам самим владельцем либо нарушение правил пользования карточками, выразившееся в передаче платежных реквизитов третьим лицам, практически не оставляет шансов вернуть денежные средства с использованием действующего в Беларуси принципа нулевой ответственности пользователей банковских карточек.

Учитывая изложенные выше факты, приведем некоторые рекомендации для пользователей сети Интернет, которые могут снизить вероятность совершения в отношении них противоправных деяний:

для выхода в сеть Интернет используйте устройства, на которых установлено специальное программное обеспечение, предназначенное для борьбы с вредоносной активностью, своевременно обновляйте его;

используйте операционную систему с установленными обновлениями безопасности, актуальные версии другого программного обеспечения;

при использовании известных Вам сайтов, обращайте внимание на их внешний вид: возможно Вы зашли на поддельную его копию;

вводите личную информацию только на веб-сайтах, работающих с использованием защищенных протоколов (обычно в браузере рядом с адресом такого сайта отображается значок замка на зеленом фоне);

не используйте одинаковые логины и пароли на различных сайтах;

не используйте слишком легкие пароли, либо те, о которых можно легко догадаться (даты рождения, номера телефонов и т.д.);

по возможности используйте двухфакторную аутентификацию, когда кроме ввода логина и пароля необходимо вводить временный код, отправляемый обычно на мобильный телефон в виде SMS-сообщения либо push-уведомления;

остерегайтесь неожиданных или необычных электронных сообщений, даже если вам знаком отправитель, никогда не открывайте вложения и не переходите по ссылкам в таких сообщениях;

с осторожностью относитесь к письмам, в которых запрашиваются данные счетов (финансовые учреждения почти никогда не запрашивают финансовую информацию по электронной почте), никогда не отправляйте финансовую информацию по незащищенным Интернет-каналам;

при поступлении сообщений от знакомых, содержащих побуждение к осуществлению финансовых транзакций либо передаче финансовых реквизитов, обязательно необходимо проверить данную информацию с использованием других каналов связи (личная встреча, телефонный звонок, мессенджер, поддерживающий голосовую связь), либо в крайнем случае идентифицируйте личность собеседника путем задачи контрольных вопросов, ответы на которые не могут быть известны третьим лицам;

если Вы не используете банковскую платежную карточку для осуществления Интернет-платежей, обратитесь в банк для установки соответствующих ограничений для карты;

при осуществлении Интернет-платежей по возможности используйте технологии обеспечения дополнительной безопасности платежей, такие как 3-D Secure для международных платежных систем Visa и MasterCard или Интернет Пароль для платежной системы БЕЛКАРТ.

К сожалению, дать рекомендации о поведении в каждом возможном случае нельзя, но в общем можно предложить пользователям в любой ситуации не терять бдительность и критическое отношение к окружающим нас явлениям и событиям.

В случае совершения в отношении Вас противоправных деяний, рекомендуем Вам в кратчайшие сроки обратиться в органы внутренних дел по месту жительства либо обнаружения факта совершения преступления.

Ваша бдительность убережет Вас и Ваших знакомых от противоправных посягательств со стороны третьих лиц!

свернуть

Безопасность ребенка в Интернете

 

 

 

Безопасность ребенка в Интернете (Памятка родителям).

 

Современные дети значительно отличаются от детей не только прошедшего столетия, но и последних десятилетий. Теперь дети стали реже гулять, меньше общаться со сверстниками, предпочитая виртуальных друзей. Привычные возгласы мам "Опять на улицу собрался?!" сменились не меньшими по эмоциям "Опять в Интернете сидишь?!". К сожалению, это реалии времени, с которыми необходимо считаться. Интернет все больше вторгается в нашу жизнь. И дети начинают с ним знакомство порой в очень раннем возрасте.
               Виртуальное пространство – увлекательный мир, его возможности безграничны. Но Сеть таит в себе много опасностей, неискушенное чадо может быть очень легко обмануто, его доверие несложно завоевать посредством Интернета даже при помощи обычной переписки. Этим, как правило, и пользуются киберпреступники. Чтобы обезопасить юного пользователя от возможных бед, надо провести подробный инструктаж перед тем, как он начнет осваивать киберпространство.
Первое. Расскажите ребенку,  что представляет собой Интернет-пространство, чем полезен Интернет, что можно там найти интересного и что негативного можно встретить. Лучше представить виртуальную сеть как помощника в поиске информации или как средство образования, а не как возможность для развлечений и удовольствий, чтобы ребенок не просиживал все свободное время в сети, а правильно распределял его по необходимости.
Второе. Договоритесь с ребенком, сколько времени он будет проводить в сети. Для каждого возраста должно быть свое время – чем старше ребенок, тем больше он может находиться в сети, но определенные рамки все равно должны сохраняться. Десятилетнему ребенку достаточно и 30 минут. Можно создать список домашних правил пользования Интернетом, где будет указан перечень сайтов, которые можно посещать, информация о защите личных данных, этика поведения в сети и прочее.
Третье. Предупредите свое чадо о том, что в сети он может столкнуться с запрещенной информацией и злоумышленниками. Речь идет о насилии, наркотиках, порнографии, страницах с националистической или откровенно фашистской идеологией. Ведь все это доступно в Интернете без ограничений. Часто случается так, что просмотр подобной информации даже не зависит от ребенка – на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера. При столкновении с негативным контентом ребенок обязательно должен рассказать об этом родителям.
Четвертое. Приучите детей к конфиденциальности. Если на сайте необходимо, чтобы ребенок ввел имя, помогите ему придумать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации. Расскажите детям о том, что нельзя сообщать какую-либо информацию о своей семье – делиться проблемами, рассказывать о членах семьи, о материальном состоянии, сообщать адрес.
Пятое. Беседуйте с детьми об их виртуальных друзьях и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни. Часто педофилы регистрируются на детских сайтах, вступают в переписку с ребенком, общаются длительное время - все это для определенной цели –завоевать доверие ребенка и добиться встречи с ним. Каковы могут быть последствия встречи, догадаться несложно. Приучите детей рассказывать о встречах в реальной жизни.  Если ребенок хочет встретиться с другом, он обязательно должен сообщить об этом взрослым.
Шестое. Расскажите о мошенничествах в сети - розыгрышах, лотереях, тестах, чтобы ребенок никогда, без  ведома взрослых, не отправлял СМС, чтобы узнать какую-либо информацию из Интернета.
Седьмое. Объясните детям, что никогда не следует отвечать на мгновенные сообщения или письма по электронной почте, поступившие от незнакомцев. Если ребенка что-то пугает, настораживает или кто-то угрожает в переписке, в письме, он обязательно должен сообщить об этом взрослым.
Ознакомьте ваше чадо с этими простыми правилами, и он будет иметь представление о том, с чем может столкнуться в Интернете, и будет знать, как вести себя в этом случае. Если ребенок будет вам доверять и рассказывать все, что впечатлило его в сети, с кем он познакомился, вы сможете избежать очень серьезных бед, таких как похищение ребенка посредством сети и сексуальная эксплуатация детей. Но не переборщите – не надо запугивать ребенка Интернетом, говорить, что это очень опасная и страшная штука, но ей надо уметь пользоваться. Ребенок должен усвоить мысль, что Интернет – это друг, и если правильно с ним «дружить», можно извлечь из этого очень много пользы. А правильно «дружить» с ним научить может только взрослый. Так что все карты вам в руки.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ  (по материалам В.Ф. Безмалого)

Всё большее количество детей получает возможность работать в Интернете. На сегодняшний день он предоставляет огромное количество неконтролируемой информации. В связи с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернетом, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. А кто им может в этом помочь, если не их родители и взрослые? Следует понимать, что подключаясь к сети Интернет, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему это обязаны родители перед тем, как разрешить ему выход в Интернет.

Какие угрозы встречаются наиболее часто? Прежде всего, следующие:

· доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернете без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера;

· контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи.

Рекомендации
по безопасности использования сети Интернет детьми

1. Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернета.

2. Объясните детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством.

3. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании Online-игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.

4. Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.

5. Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками.

6. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернете. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни.

7. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернета. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

8. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернет-пространстве – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены.

9. Не забывайте контролировать детей в Интернете с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.

Как научить детей отличать правду ото лжи в интернет-пространстве?

• Начните, когда ваш ребенок еще достаточно мал. Ведь сегодня даже дошкольники уже успешно используют сеть Интернет, а значит нужно, как можно раньше научить их отделять правду ото лжи.

Никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научите ребенка проверять все то, что он видит в Интернете.

Как это объяснить?

• Не забывайте спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Например, начните с расспросов, для чего служит тот или иной сайт.

• Убедитесь, что ваш ребенок может самостоятельно проверить прочитанную в Интернете информацию по другим источникам (по другим сайтам, газетам или журналам). Приучите вашего ребенка советоваться с вами. Не отмахивайтесь от их детских проблем.

• Поощряйте ваших детей использовать различные источники, такие как библиотеки или подарите им энциклопедию на диске, например, "Энциклопедию Кирилла и Мефодия" или Microsoft Encarta. Это поможет научить вашего ребенка использовать сторонние источники информации.

• Научите ребенка пользоваться поиском в Интернете. Покажите, как использовать различные поисковые машины для осуществления поиска.

• Объясните вашим детям, что такое расизм, фашизм, межнациональная и религиозная вражда. Несмотря на то, что некоторые подобные материалы можно заблокировать с помощью специальных программных фильтров, не стоит надеяться на то, что вам удастся отфильтровать все подобные сайты.

Семейное соглашение о работе в Интернете.

Если ваши дети хотят посещать Интернет, вам следует выработать вместе с ними соглашение по использованию Интернета. Учтите, что в нем вы должны однозначно описать права и обязанности каждого члена вашей семьи. Не забудьте четко сформулировать ответы на следующие вопросы:

• Какие сайты могут посещать ваши дети и что они могут там делать?

• Сколько времени дети могут проводить в Интернете?

• Что делать, если ваших детей что-то беспокоит при посещении Интернета?

• Как защитить личные данные?

• Как следить за безопасностью?

• Как вести себя вежливо?

• Как пользоваться чатами, группами новостей и службами мгновенных сообщений?

Не забудьте, что формально составленное соглашение не будет выполняться! Регулярно, по мере необходимости, вносите изменения в данное соглашение. Не забывайте, что вы должны проверять выполнение соглашения вашими детьми.

Научите вашего ребенка использовать службу мгновенных сообщений.

При использовании службы мгновенных сообщений напомните вашему ребенку некоторые несложные правила безопасности:

• никогда не заполняйте графы, относящиеся к личным данным, ведь просмотреть их может каждый;

• никогда не общайтесь в Интернете с незнакомыми людьми;

• регулярно проверяйте список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем они общаются;

• внимательно проверяйте запросы на включение в список новых друзей. Помните, что в Интернете человек может оказаться не тем, за кого он себя выдает;

• не следует использовать систему мгновенных сообщений для распространения слухов или сплетен.

Родителям не стоит надеяться на тайную слежку за службами мгновенных сообщений, которыми пользуются дети. Гораздо проще использовать доброжелательные отношения с вашими детьми.

Может ли ваш ребенок стать интернет-зависимым?

Не забывайте, что Интернет это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию интернет-зависимости. Осознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не становится очень серьезной. Да и, кроме того, факт наличия такой болезни как интернет-зависимость не всегда признается. Что же делать?

 Советы по безопасности для детей разного возраста.

Как показали исследования, проводимые в сети Интернет, наиболее растущим сегментом пользователей Интернета являются дошкольники.

В этом возрасте взрослые будут играть определяющую роль в обучении детей безопасному использованию Интернета.

Что могут делать дети в возрасте 5–6 лет?

Для детей такого возраста характерен положительный взгляд на мир. Они гордятся своим умением читать и считать, а также любят делиться своими идеями.

Несмотря на то, что дети в этом возрасте очень способны в использовании игр и работе с мышью, все же они сильно зависят от вас при поиске детских сайтов. Как им помочь делать это безопасно?

• В таком возрасте желательно работать в Интернете только в присутствии родителей.

• Обязательно объясните вашему ребенку, что общение в Интернет – это не реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его усилия на познание мира.

• Добавьте детские сайты в раздел Избранное. Создайте там папку для сайтов, которые посещают ваши дети.

• Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM).

• Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

• Научите вашего ребенка никогда не выдавать в Интернете информацию о себе и своей семье.

• Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом.

Ваши дети растут, а, следовательно, меняются их интересы.

Возраст от 7 до 8 лет.

Как считают психологи, для детей этого возраста абсолютно естественно желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения родителей. В результате, находясь в Интернете ребенок будет пытаться посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей.

Поэтому в данном возрасте особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах интернет-папки: \Users\User\AppData\
Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files (в операционной системе Windows Vista).

В результате, у вашего ребенка не будет ощущения, что вы глядите ему через плечо на экран, однако, вы будете по-прежнему знать, какие сайты посещает ваш ребенок.

Стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Дети этого возраста любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету. Вполне возможно, что они используют электронную почту и могут заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

По поводу использования электронной почты хотелось бы заметить, что в данном возрасте рекомендуется не разрешать иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку. Помочь вам запретить ребенку использовать внешние бесплатные ящики сможет такое программное обеспечение, как Kaspersky Internet Security версии 7.0 со встроенным родительским контролем.

Что можно посоветовать в плане безопасности в таком возрасте?

• Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.

• Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.

• Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

• Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый "белый" список Интернета с помощью средств Родительского контроля. Как это сделать, мы поговорим позднее.

• Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

• Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM ).

• Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

• Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволять детям иметь собственные адреса.

• Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО.

• Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.

• Приучите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.

• Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы. Подробнее о таких фильтрах http://www.microsoft.com/rus/athome/
security/email/fightspam.mspx
.

• Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.

• В "белый" список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.

• Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.

• Не делайте "табу" из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты "для взрослых".

• Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Возраст от 9–12 лет.

В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернет. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

Советы по безопасности в этом возрасте.

• Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.

• Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.

• Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

• Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

• Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

• Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.

• Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.

• Позволяйте детям заходить только на сайты из "белого" списка, который создайте вместе с ними.

• Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.

• Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

• Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.

• Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

• Расскажите детям о порнографии в Интернете.

• Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.

• Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

13–17 лет.

В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила интернет-безопасности – соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

В 13–17 лет подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок "для взрослых". Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо боле чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете.

Советы по безопасности в этом возрасте.

• Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов ("черный список"), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).

• Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате; часы работы в Интернете могут быть легко настроены при помощи средств Родительского контроля.

• Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.

• Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

• Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.

• Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из Интернета.

• Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.

• Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

• Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

• Расскажите детям о порнографии в Интернете.

• Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

• Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.

• Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

• Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

Как проводить Родительский контроль над поведением детей в Интернете?

Обеспечивать родительский контроль в Интернете можно с помощью различного программного обеспечения, например, Родительский контроль в Windows Vista, средства Родительского контроля, встроенные в Kaspersky Internet Security.

 

свернуть