Родителям будущих первоклассников

Знания и умения, с которыми ребенок должен прийти в первый класс

 

Достижения в общем развитии

  1. Назвать свое имя, отчество и фамилию.
  2. Знать имена близких родственников и, конечно же, родителей.
  3. Уметь рассказать о том, кем они работают.
  4. Знать название улицы, на которой живет, называть номер дома и квартиры (возможно номер телефона).
  5. Знать в какой стране живет и в каком городе.
  6. Различать времена года, помнить количество месяцев в году и их названия.
  7. Помнить, сколько дней в неделе и называть каждый из них.
  8. Различать явления, происходящие в природе.

Кроме того, ребенок дошкольного возраста должен уметь рассказывать любимые стихи, сказки или интересные истории, придумывать небольшие рассказы по картинкам. Уметь отличать фрукты от овощей или ягод, деревья от кустарников, домашних животных от диких зверей. Будущий ученик должен узнавать и знать названия растений, птиц или животных, которые распространены в той местности, где он живет.

Уровень развития математических знаний

  1. Знать все цифры (от 0 до 9)
  2. Считать до 20, при этом не обязательно от единицы. Если ему назвать цифру 3, он должен продолжить числовой ряд.
  3. Называть в пределах 20 соседние с выбранной цифрой числа, считать в прямом и обратном направлении.
  4. Сравнивать числа в пределах десяти (больше, меньше)
  5. Знать названия таких геометрических фигур, как круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр, ромб, трапеция, конус.
  6. Уметь оперировать такими понятиями, как больше, меньше или равно.
  7. Решать простейшие математические задачи на сложение и вычитание.
  8. Уметь выделять в отдельные группы предметы со схожими признаками (по цвету и форме).
  9. Уметь ориентироваться на листе бумаги (центр, середина, углы)
  10. Знать поры года, дни недели, их последовательность, месяцы года, понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

 

Навыки чтения и письма

Ребенок дошкольного возраста, которого можно назвать подготовленным к обучению в первом классе, уже обладает некоторыми представлениями в области русского языка:

  • Различает согласные и гласные буквы, твердые и мягкие согласные звуки;
  • Понимает, чем отличается буква от звука;
  • Умеет подобрать несколько слов на любой из названных звуков;
  • Определяет, где находится тот или иной звук – стоит в начале, в середине или же в конце слова;
  • Умеет разделять слово на отдельные слоги;
  • Умеет придумать предложения из двух-трех слов.

Мелкая моторика

Если развитие мелкой моторики у будущего первоклашки соответствует его возрасту, то он хорошо владеет руками и к началу обучения в школе уже может:

1) удерживать правильно в руке карандаш, ручку или кисть для рисования;

2) обводить картинки по контуру, не отрывая карандаш  или ручку от бумаги;

3) рисовать прямые и волнистые линии, простые фигурки, может дорисовать по образцу половину рисунка.

Дети дошкольного возраста аккуратно используют карандаши и краски при оформлении раскрасок. Они уже не вылезают за контуры рисунка.

свернуть

Советы родителям

 

В возрасте 6-7 лет у ребенка начинается новый и сложный период в его жизни – учеба. Конечно, сначала дети с нетерпением ждут то время, когда они впервые переступят порог школы. Однако, как обычно позднее замечают родители, у ребенка могут появиться сложности, как с учебной деятельностью, так и с отношениями в классном коллективе. И в силах мам и пап помочь любимому чаду, чтобы школа не была для него наказанием. Именно поэтому мы расскажем о том, что нужно знать родителям первоклассников, чтобы помочь своему ребенку в трудностях, связанных со школой.

 Советы родителям будущих первоклассников

Отдавая малыша в первый класс, родители должны осознать, что тяжелее всего приходится именно детям. Первоклассники испытывают огромный психологический стресс. Ведь их жизнь претерпевает колоссальные изменения: появляется учитель, который предъявляет определенные требования, новый коллектив, и новая деятельность, которая не всегда приятна. Не удивительно, что кроха быстро устает. К тому же и дома ребенку необходимо делать домашние задания. А если и родители требуют от ребенка завышенных результатов, учеба воспринимается как тяжелая повинность. Чтобы избежать этого и помочь малышу, примите во внимание советы психолога родителям первоклассников:

  1. Не только детям нужно быть готовым к школе, но и родители должны быть готовы к тому, что их ребенок пойдет в школу. Единожды решивши отдать чадо в школу, не отступайтесь и не сомневайтесь.
  2. Составьте для первоклассника четкий распорядок дня и следуйте ему. После школьных занятий предоставьте ребенку несколько свободных часов для своих игр, лучше на свежем воздухе. А затем займитесь выполнением домашнего задания, не откладывая его на вечер, когда сосредоточенность и восприятие нового снижается. Лучшее время для занятий - 16-17 часов.
  3. Дайте ребенку проявить свою самостоятельность, но всегда будьте рядом. Такие рекомендации родителям будущих первоклассников означают, что при выполнении домашнего задания нельзя делать уроки за ребенка или стоять у него, что называется, над душой. Позвольте ему самому решать задачи. Но при обращении к вам за помощью, обязательно помогите крохе. Будьте терпеливы и спокойны!
свернуть

Адаптации первоклассников

 
 

Для преодоления адаптационного периода родителям следует создать дома благоприятную обстановку. Для этого:

  1. Отправляйте ребенка в школу и встречайте с хорошим настроением. Утром обязательно накормите ребенка завтраком и пожелайте ему хорошего дня. Ни в коем случае не читайте нотации. А когда первоклассник вернется, не спрашивайте первым делом об оценках и поведении. Дайте ему расслабиться и отдохнуть.
  2. Не требуйте от ребенка многого. У вашего первоклассника может не сразу что-то получаться с учебой. Не стоит ждать от него результатов, как у вундеркинда. Ни в коем случае не кричите на него, не ругайте его из-за ошибок и неудач. Он должен привыкнуть к своей новой роли – ученика. Позднее у него обязательно все будет получаться.
  3. Всегда оказывайте свою поддержку. Обязательно хвалите первоклассника за малейшие успехи. Выслушивайте его рассказы об уроках, отношениях с одноклассниками. Помогайте собирать портфель, готовить школьную форму.
  4. Следите за тем, чтобы у ребенка не было перегрузок - один из важных советов родителям первоклассников. Постоянное переутомление приведет к проблемам со здоровьем и ухудшением учебы. Лучше пока повременить с кружками или секциями. Обязательно давайте ребенку отдых после «трудового дня», но не перед компьютером или телевизором, а с игрушками или на улице. Если малыш хочет спать, предоставьте ему эту возможность.
  5. Если не ладятся отношения с одноклассниками, устройте детский праздник дома. Пригласив весь класс на родную территорию, ребенок будет чувствовать себя свободнее и сможет проявить себя активнее.
  6. "Учитель плохой!" При негативном отношении ребенка к своему учителю родителям следует обязательно провести беседу в присутствии трех сторон (родителя, ученика и учителя) и выяснить отношения в корректной форме. Ведь ребенку придется еще 3 года работать с этим человеком!

Надеемся,  указанные выше рекомендации родителям первоклассников помогут вам преодолеть стресс ребенка, и он будет с удовольствием идти в родную школу.

свернуть

Тренируемся учиться!

 

 

Чтобы получать новые знания и умения, слушать и запоминать, анализировать и сравнивать, нужно немало сил. Даже просто усидеть на месте и не вертеться детям поначалу бывает трудно. Поэтому физическое развитие ребенка имеет особое значение в подготовке к школе.

  • Будущему школьнику просто необходима ежедневная физическая нагрузка. Заставить ребенка быть усидчивым и внимательным практически невозможно - ведь у него столько энергии! Но вот если дома есть возможность активно двигаться, то в школе будет легко усидеть на месте и сконцентрировать внимание на нужных вещах.
  • Поначалу первоклашке понадобится сильно напрягать руку, ведь буквы не сразу будут получаться красивыми и правильными. Поэтому для дошкольника очень важны упражнения, помогающие развитию мелких мышц руки. Это может быть рисование, аппликация, штриховка в различных направлениях. Почаще предлагайте мальчикам мастерить что-нибудь с помощью нехитрых инструментов, а девочкам - вышивать или плести макраме. Тогда овладение навыком письма не вызовет затруднений.
  • Учиться в школе - значит каждый день просыпаться в одно и то же время. Лучше, если ребенок уже до школы привыкнет вовремя ложиться спать и вовремя вставать. Продолжительность его сна должна составлять 10-11 часов. Важно создать и оптимальные условия для сна: температура в спальне должна быть около 180С, матрас для ребенка лучше выбрать не слишком мягкий, но и не жесткий.

Фактически, вся жизнь ребенка с рождения - это подготовка к его первому и самому главному шагу во взрослую жизнь. Поэтому дома так важно создать ребенку все условия, помогающие успешно развиваться - интеллектуально и физически, социально и эмоционально. Только тогда учеба в школе станет приятной и интересной, а хорошие отметки будут радовать школьников и их родителей.

свернуть

Школа - это здорово!

 

Очень важно, чтобы в новой ситуации - за партой в классе - ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно и мог в полной мере проявить свои способности. Часто родители, уделяя большое внимание умственному развитию ребенка, забывают о психологической готовности ребенка к школе.

  • Лучше, если уже до школы у ребенка будет сформирована положительная мотивация к учебе. Старайтесь давать ему несложные задания, обязательно такие, выполнять которые было бы интересно. Ведь интерес должен стать основным мотивом к получению новых знаний, умений и навыков в школе. Поиграйте - например, попросите малыша провести маленькую экскурсию по квартире, назвать комнаты и объяснить их назначение. Он сделает это с огромным удовольствием, и задание не будет казаться сложным. Не забывайте похвалить ребенка, создавая тем самым ситуацию успеха.
  • Чтобы начать успешно учиться, необходимо обладать определенной стрессоустойчивостью. В школе ребенку придется столкнуться с самыми разными ситуациями, и он должен быть готов к трудностям. Помогут в этом ролевые игры - очень полезно в спокойной домашней обстановке моделировать разнообразные ситуации, а потом анализировать с ребенком поведение его и других участников игры. Можно также обсуждать поведение героев мультфильмов, сказок.
  • Замечено, что у детей, которые мало играют, высокая потребность в игре сохраняется и в школе, мешая развитию новых потребностей - в овладении знаниями, в приобщении к миру взрослых. И наоборот, если дошкольнику предоставляется достаточно времени для игры, она постепенно уступает место другим видам деятельности. Так что чем больше дома у ребенка простора для игр, тем с большей готовностью он будет взрослеть.
свернуть

Когда отдавать ребенка в школу?

 

 
 

Пора собираться
в школу?
Так во сколько лет отдавать чадо в школу — в 6 или 7? Многие родители считают, что чем раньше ребенок пойдет в школу, тем лучше для него — зачем терять год?! Другие говорят, что не стоит сокращать ребенку период беззаботного детства... Для некоторых эта задачка является довольно простой: закончит детский сад и пойдет. Но ведь есть малыши, которые в сад не ходят...
С какого возраста берут в школу?
Закон об образовании Республики Беларусь предоставляет право родителям отдавать, а учреждениям образования принимать детей в начальную школу с шести лет и более позднего возраста. Родители должны прислушаться к советам педагогов, психологов и... собственного сердца. Функциональная готовность к школе определяется медико-психолого-педагогической комиссией. Как правило, она находится в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту жительства или создается из специалистов при управлениях образования.Однако это не значит, что вы не можете отдать малыша позже. Нормативно-правовая база предусматривает, например, и второй год обучения в старшей группе сада. Для этого даже создана специальная программа воспитания и обучения детей седьмого года жизни, утвержденная Министерством образования. Чтобы тот ребенок, который по каким-то причинам не пошел с 6 лет в школу, окреп физически и не потерял интерес к занятиям (которые налажены в саду), продвигался в своем развитии, был под присмотром воспитателей. Закон в этом случае на стороне ребенка.

С чего же начать?
Какие необходимы документы?
Медицинская справка о состоянии здоровья из поликлиники по месту жительства. При этом придется пройти углубленное обследование, посетить всех врачей.
Паспорт родителей.
Заявление родителей.
Школу можно выбирать?
По сложившейся традиции ребенка нужно отправлять в ближайшую школу к дому — так удобнее всем и в первую очередь детям. Однако у родителей сегодня есть право отправить детей в любую другую школу — при наличии свободных там мест.
Отдавайте в 7 лет, если...
По мнению специалистов, лучше отложить поступление ребенка в образовательную школу до семилетнего возраста, если:
1. Есть медицинские противопоказания. Различные психические и соматические заболевания, недавно перенесенные травмы позвоночника и головного мозга, частые болезни. Учебный режим требует напряжения умственных и физических сил, что может привести к осложнениям. А за год ребенок окрепнет, и ситуация изменится в лучшую сторону. О медицинских противопоказаниях вам обязательно расскажет участковый педиатр или любой другой детский врач, к которому вы обратитесь.
2. Низкий уровень готовности ребенка к обучению (особенно мотивационный). Это значит: ребенок еще не наигрался, у него еще нет тяги к учебе. Школьная дисциплина, ежедневные занятия будут тяжелы для такого малыша, а школьные требования могут стать психотравмирующим фактором и попросту “отбить” желание к школе. Этот уровень вам помогут определить детские психологи. Сегодня они работают и в садах, и в школах, и в специализированных центрах.
3. Неблагоприятный психологический климат в семье. Например, развод родителей и всякого рода проблемы. Родители, отдавая детей в школу с шести лет, полагают, что тем самым отвлекут их от домашних неурядиц. По мнению психологов, подобное решение создает дополнительные трудности для маленьких первоклассников: стресс первого года школьного обучения накладывается на домашние проблемы.
4. Если собираетесь отдавать ребенка в специализированное учебное заведение, помните: в таких школах, гимназиях усложнены программы обучения, и, как правило, они расположены далеко от дома. А это значит, что ребенка придется возить, тратя на это достаточно много времени. Таким образом, к высоким нагрузкам добавится физическая усталость от длительного путешествия и раннего подъема. А к семи годам выносливость организма значительно повышается.
Конечно, не все однозначно. Некоторые дети и до восьми лет в силу каких-либо причин все еще не наигрались и не жаждут к школьной дисциплины. А есть такие, кто и в пять лет хорошо владеет собой: им нетрудно просидеть над одним делом несколько часов... Семилетки, по наблюдениям психологов и педагогов, лучше адаптируются, часто занимают среди сверстников лидирующее положение. Этот лишний год не гарантирует, конечно, что ребенок станет отличником, но создает для него определенный “запас прочности”. Сегодня известно и то, что современные дети по росту и интеллектуальным возможностям значительно опережают своих ровесников позапрошлого века, и практически любой шестилетний человек способен обучаться в школе. Так что, отправляя малыша в школу, не поленитесь посетить психолога, который побеседует с ребенком, предложит ему несколько тестов и поможет вам сделать выводы о готовности к школьному обучению. Или же наоборот — посоветует не торопить события, задержать ваших сына или дочку дома еще на год. И помните о том, что каждый человек, а тем более ребенок, неповторим. И вам, родители, надо внимательно “изучать” своего малыша, быть в курсе его способностей и возможностей. Если надо, то вместе с профессионалами — воспитателями, педагогами, психологами.

свернуть

Как подготовить ребенка к школе и развить его способности

 
 

Как подготовить ребенка к школе и развить его способности
Подготовка к школе - серьезная и трудная задача. От ее решения во многом зависит желание и готовность ребенка учиться, его адаптация в школе и классе, психологическое благополучие первоклассника. Предлагаем несколько полезных практических рекомендаций.
• Большое внимание уделяйте чтению. Начиная с рождения ребенка важно обращать внимание на его речевое развитие. Родителям нужно много беседовать с ребенком, выразительно читать, а лучше декламировать наизусть стихотворные тексты (потекши, песенки), максимально пере давая эмоцию, умело интонируя, передовая эмоцию. В этом случае ребенок не только будет чувствовать себя более уверено, но и быстрее освоит родную речь. А это в будущем благоприятно скажется на развитие мышления и других психических функций. Постепенно усложняйте произведения.
• Обязательно обсуждайте читаемое с ребенком произведение. Весьма распространенной ошибкой родителей является уверенность в том, что достаточно регулярно читать ребенку народные сказки и произведения признанных мастеров художественного слова. Во-первых, нужно принимать во внимание, что малыш еще не обладает большим запасом представлений и жизненным опытом, поэтому многое из услышанного просто не понимает. Современному ребенку неизвестны реалии быта, описанные в народных сказках и произведениях советских писателей. Следует сразу, по ходу чтения, давать пояснения, интересоваться у ребенка понимает ли он значение того или иного слова. Во вторых, ребенок может сделать из прочитанного неправильный вывод.
• Тщательно отбирайте художественные произведения. Книги должны соответствовать возрасту ребенка, его интересам, содержать идеи гуманистической направленности. Важно самому прочитать произведение, подумать, все ли ребенку будет понятно, чему оно учит.
• Сами читайте художественную литературу, в том числе и современных белорусских и зарубежных авторов для детей, обсуждайте в семье литературные новинки. Личным примером побуждайте ребенка к чтению, знакомству с окружающим миром через книги и общение.
• Посещайте с ребенком библиотеку, научите самостоятельно выбирать книги, пользоваться каталогом. Это стимулирует интерес к чтению, дает возможность приобрести умение работать с информацией, классификацией, структурированием.
• Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Ищите ответы на возникающие у ребенка вопросы вместе, приучайте его добывать знания, используя словари, энциклопедии, интернет.
• Стимулируйте любознательность ребенка, побуждайте его задавать вопросы, интересоваться причинами происходящего вокруг и с ним самим. Важно, что бы ребенок не боялся спрашивать, не соответствовать ожиданиям окружающих, признаться, что ему что-то неприятно, чувствовал поддержку со стороны взрослых, готовность ему помочь.
• Не устанавливайте для ребенка границ в приобретении знаний. Зачастую родители ограничивают своего ребенка, говоря, что он еще мал, чтобы справиться с чем-либо, для него это слишком сложно. Так возникший у ребенка интерес, не получив подкрепления, угасает, теряется инициативность, желание экспериментировать, утрачивается вера в себя и свои способности.
• Приучайте ребенка планировать свою деятельность и самостоятельно анализировать осуществление ее отдельных этапов и полученных результатов. Это касается режима дня, чередования труда и отдыха, объема и сроков выполняемых заданий. В этом случае развивается самостоятельность, формируется ответственность.
• Повышайте общий уровень осведомленности ребенка об окружающей действительности. Например, о животных и растительном мире, технике и транспорте, профессиях. Для этого можно использовать различные видеоролики, мультимедийные презентации. Например, тема «Часы»: модели чесов, изображение видов часов (песочные, солнечные, цветочные, водяные), история часов, игра «Который час», пословицы, загадки, рассказы и сказки о часах и времени.
• Приучайте ребенка обращать внимание на общий принцип решения любой задачи. Важно нацелить ребенка на понимание сути задания, а не на бездумное копирование по образцу, указать на возможность использования прошлого опыта. В этом случае изменение условий в новых задачах будут вызывать у него не страх неудач, а желание проявить свои творческие способности.
• Уделяйте внимание физическому развитию ребенка, его общей физической подготовке. Обеспечить ее помогут ежедневная зарядка, подвижные игры, регулярные прогулки на свежем воздухе, походы (пешие, велосипедные), занятия танцами, посещение спортивных секций. Благодаря таким занятиям у ребенка формируется ответственное отношение к своему здоровью, верное представление о своем теле и физических возможностях, способах самосовершенствования.
• Развивайте творческие и художественно-эстетические способности ребенка. Вместе посещайте музеи, выставки, знакомьте малыша с работами известных художников, прививайте любовь к прекрасному. Побуждайте ребенка к созданию собственных произведению. Подобная работа содействует развитию творческих способностей, а так же мелкой моторики, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.
• Развивайте музыкальные способности ребенка. Вместе слушайте музыкальные произведения разных стилей и жанров, посещайте концерты, делитесь своими впечатлениями, учите описывать свои чувства, возникающие в воображении образы.
• Вовлекайте ребенка в совместную деятельность. Важно, чтобы он чувствовал себя частью семьи, свою значимость для вас, учился сотрудничать при выполнении различных заданий. Это касается любой деятельности ребенка: игровой, коммуникативной, познавательной, трудовой, двигательной. Например, совместная уборка, стирка, рукоделие, участие в приготовлении пищи, занятия спортом.
Желаем успехов!
Екатерина Гапанович-Кайдалова
кандидат психологических наук.

 

свернуть
поделиться в: