Библиотека игр

Дидактические игры

  «Правила гигиены»

Содержание: все становятся в круг

  • Что мы делаем утром, когда просыпаемся?
  • Делаем зарядку, умываемся, чистим зубы (игрок выполняет в движении, и все повторяют его движения) следующий игрок выполняет следующее задание
  • Что мы делаем перед едой?
  • Моем руки ... и т.д.

«Комплименты»

Содержание: все выстраиваются  лицом друг к другу, и говорят друг другу комплименты; на каждый комплимент игрок делает один шаг.

1-й. Я очень рад дружить с такой аккуратной девочкой.

2-й. Мне приятно просить у тебя игрушку.

1-й. Ты очень жизнерадостный человек.

2-й. Ты никогда никого не обижаешь. ... И т.д.

«Построимся»

Содержание: во время игры можно общаться только посредством мимики и жестов, под музыку игроки двигаются, ведущий выключает музыку, все замирают на месте, звучит команда ведущего:

  • Построились  по росту! Далее игра продолжается:

1) построение по алфавиту;

2) по длине волос;

3) по длине рукава одежды, по длине брюк;

4) по цвету одежды от светлого до темного,

5) по цвету глаз от темного до светлого и т.д.

«Три слова»

Содержание: все стоят в кругу, ведущий читает считалочку, на ком-то останавливается, говорит ему любую тему, а игрок должен быстро назвать ему три слова из этой темы.

Например: тема «Режим дня». Ответ: подъем, прогулка, сон.

«Рассказ по цепочке»

Содержание: игроки становятся в круг. Ведущий начинает рассказ фразой: «Мальчик проснулся в 7 часов утра и ...» Следующий игрок повторяет предложение ведущего, и показывает движением, что сделал мальчик дальше. Каждый последующий игрок повторяет по очереди все, что показывали до него. В конце игры хором все повторяют вместе фразу и все движения по очереди.

«Наша безопасность»

Содержание: на полу чертится прямая линия, разделенная на три части (красная часть - опасность, средний уровень опасности, зеленая - нет опасности): красный,             желтый, зеленый. Все получают карточки с заданием, но чтобы добраться к финишу игры - черте и положить карточку на нужный цвет, надо пройти препятствия:

1 - гусиным шагом дойти до гимнастической скамейки;

2 - перелезть через скамейку, не выпрямляясь;

3 - выполнить на матах кувырок вперед;

4 - гусиным шагом дойти до финиша и только тогда положить карточку на линию и встать рядом.

Ведущий зачитывает задания в карточках вслух и при необходимости просит подтверждение правильности ответа у игроков. Например, задания:

— я пользуюсь чужим носовым платком;

— я пользуюсь чужой зубной щеткой;

— я выхожу из автобуса через переднюю дверь;

— я перехожу дорогу по «пешеходной зебре»;

— я нечаянно засыпал царапину песком;

— я съел незнакомую красивую красную ягоду с кустарника;

— я открыл дверь незнакомому сантехнику;

— я пошел в школу и положил ключ под коврик и т.д.

 «Сторож»

Содержание: дети договариваются сообща, какие действия они будут изображать (на первом этапе можно распределить роли ведущему). Пройдя к домику сторожа, произносят слова:

- Здравствуйте, сторож!

-  Здравствуйте, дети! Где вы были?

-  Мы не скажем, а что делали - покажем.

Сторож должен отгадать, что делали дети (умывались, чистили зубы, причесывались, чистили обувь и т.д.). Каждый раз дети придумывают новые действия. Как только сторож угадает, дети убегают, а сторож пытается их догнать.

                        «Зеркало»

Содержание: все выстраиваются  лицом друг к другу, образуя пары; один совершает какие-либо действия, другой пытается зеркально их повторить.

 «Возьми и передай»

Содержание: все становятся в круг, левым плечом к центру, в затылок друг к другу. Один из игроков, выбранный ведущим, на спине впереди стоящего рукой «рисует» предмет обихода (посуда-тарелка, вилка, нож, ложка, чашка; предметы

личной гигиены - расческа, носовой платок, зубная щетка и др.), этот игрок должен движением показать, как действуют с этим предметом в быту, и дети называют название этого предмета; если предмет угадан правильно, то игра продолжается дальше, если нет, то этот игрок, давший неправильный ответ, убегает от первого игрока, который пытается его догнать. Далее ведущий назначает следующего.

свернуть

Экологические игры

«Какого растения не стало?»

Игровой материал:растения.

Игровые действия: на столик выставляется четыре или пять растений. Ребенок их запоминает.  Взрослый предлагает ребенку  закрыть глазки и убирает одно из растений. Ребенок открывает глаза и вспоминает, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Цветочный магазин»

Игровой материал: разноцветные лепестки разной формы картинки с изображением цветов.

Игровые действия: ребенок приходит в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.

На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Выбирает понравившиеся лепестки, называет их цвет и находит цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.

Ребенок самостоятельно из цветов составляет три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

«Чудесный мешочек»

Игровой материал:разнообразный природный материал (шишки, каштаны, желуди и т.д.), непрозрачный мешочек.

Игровые действия:ребёнок должен опустить руку в мешочек и угадать, что там, предварительно описав природный предмет.

«Цепочка»

Игровые действия: взрослый  называет ребенку объект живой или неживой природы, а ребенок, в свою очередь, также называет признак данного объекта. Игра продолжается дальше таким образом, чтобы признаки названного объекта не повторялись. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.Варианты слов для игры: Сосна, бабочка, облако, заяц.

«Птица, рыба, зверь»

Игровой материал: мяч.

Игровые действия: взрослый бросает мяч ребёнку и произносит «птица», «зверь» или «рыба». Ребёнок должен подобрать видовое понятие, например «птица»-«ласточка», «зверь»-«слон» и бросить мяч обратно.  Можно в игру играть и без мяча.

«Кто где живёт?»

Игровые действия:взрослый называет животное, ребёнок называет его «домик». Например: «Белка»-«дупло», «лиса»-«нора», «пчела»-«улей» и так далее…

«С какой дерева лист»

Игровой материал: картинки с изображением деревьев и листочков этих деревьев.

Игровые действия:ребенок рассматривает листья деревьев, называет их. Взрослый предлагает ребенку подобрать лист к дереву.

Игры с песком

«Мокрые отпечатки»

Вариант 1.  Оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в ведёрке; след в обуви разного размера.

Вариант 2.Забавные ладошки: сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать детали, чтобы получился какой-нибудь предмет или образ.

«Брось камешек»

     В песке сделаны ямки, начерчена линия, у которой стоят игроки. У каждого – ведёрко с камешками. Бросают по три камешка, стараясь попасть в ямку. Победителей «угощают» тортами из песка.

«Песочная черепаха»

     Сделать из влажного песка большой овальный холм – туловище, маленький холмик наверху – голова, выпуклость по бокам – ноги. Палочками ребенок рисует узоры на панцире песочной черепахи.

Игры с водой

«Из пустого в порожнее»

     Дети любят переливать воду из одного сосуда в другой, туда и обратно. Для этого нужны бутылочки из-под шампуней, баночки разных форм и размеров, кувшинчики, воронки. Во время игр с водой дети повторяют стишки о водичке.

«Аквариум»

Игровой материал: мячики, бусинки, пуговицы, тазик, мерная ложка.

Игровые действия: чтобы запустить «рыбок» в аквариум, налейте в тазик воды и высыпьте в емкость разноцветные украшения. Задача ребенка – наловить как можно больше бусинок и пуговиц с помощью мерной ложки. При этом нельзя помогать себе второй рукой.

«Тонет – не тонет»

Ребенок рассматривает группу игрушек и называет, какие из этих игрушек плавают, а какие тонут. Опускает игрушки в воду и проверяет, какие из них тонут.

«Выбери нужное»

Игровой материал:предметные картинки.

Игровые действия: на столе рассыпаны предметные картинки. Родитель называет какое – либо свойство или признак, а ребенок должен выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.

«С какой дерева лист»

Игровой материал: картинки с изображением деревьев и листочков этих деревьев.

Игровые действия:ребенок рассматривает листья деревьев, называет их. Взрослый предлагает ребенку подобрать лист к дереву.

«Угадай, что где растет»

Игровой материал: мяч.

Игровые действия:родитель бросает ребенку мяч, называя растение, а ребенок должен ответить, в каком месте растет данное растение (сад, огород, луг, лес).

«Что из чего сделано?»

Игровой материал: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик, ключ и т.д.

Игровые действия:ребенок вынимает из мешочка разные предметы и называет, указывая, из чего сделан каждый предмет.

«Назови три предмета»

Игровой материал: мяч.

Игровые действия:взрослый называет одно слово, например, цветы, а ребенок ловит мяч и говорит три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы.

- Ромашка, роза, василек.

«Назови растение»

Игровой материал: несколько комнатных растений.

Игровые действия:родитель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.).

Взрослый также обращает внимание ребенка на то, что у растений разные стебли.

- Назови растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля.Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

«Что где растет?»

Игровые действия:взрослый называет разные растения и кустарники, а ребенок выбирает только те, что растут в данной местности. Если растут – хлопает в ладоши или прыгает на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – ребенок молчит.

Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т.д.

Игры с песком

«Мокрые отпечатки»

Вариант 1.  Оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в ведёрке; след в обуви разного размера.

Вариант 2. Забавные ладошки: сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать детали, чтобы получился какой-нибудь предмет или образ.

«Брось камешек»

     В песке сделаны ямки, начерчена линия, у которой стоят игроки. У каждого – ведёрко с камешками. Бросают по три камешка, стараясь попасть в ямку. Победителей «угощают» тортами из песка.

«Песочная черепаха»

     Сделать из влажного песка большой овальный холм – туловище, маленький холмик наверху – голова, выпуклость по бокам – ноги. Палочками ребенок рисует узоры на панцире песочной черепахи.

Игры с водой

«Из пустого в порожнее»

     Дети любят переливать воду из одного сосуда в другой, туда и обратно. Для этого нужны бутылочки из-под шампуней, баночки разных форм и размеров, кувшинчики, воронки. Во время игр с водой дети повторяют стишки о водичке.

«Аквариум»

Игровой материал:мячики, бусинки, пуговицы, тазик, мерная ложка.

Игровые действия: чтобы запустить «рыбок» в аквариум, налейте в тазик воды и высыпьте в емкость разноцветные украшения. Задача ребенка – наловить как можно больше бусинок и пуговиц с помощью мерной ложки. При этом нельзя помогать себе второй рукой.

«Тонет – не тонет»

Ребенок рассматривает группу игрушек и называет, какие из этих игрушек плавают, а какие тонут. Опускает игрушки в воду и проверяет, какие из них тонут.

«Бывает – не бывает»

Игровой материал: мяч.

Игровые действия: взрослый произносит словосочетание и бросает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).

«Найди лишнее»

Игровые действия:Взрослый называет ребенку 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.

заяц, ёж, шмель, лиса;

дождь, снег, облако, роса;

роза, одуванчик, тюльпан, лилия;

корова, волк, овца, кролик;

голубь, паук, скворец, сорока;

бабочка, стрекоза, енот, пчела;

ель, берёза, яблоня, осина;

лиса, свинья, лось, кабан

кузнечик, божья коровка,

воробей, майский жук;

 лес, парк, роща, тайга.

«Я знаю…»

Игровые действия:взрослый называет ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит:

«Я знаю пять диких зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы (рыбы, цветы, деревья, насекомые, домашние животные, птицы).

«Воздух, земля, вода»

Игровой материал:мяч.

Игровые действия: родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле,  на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

«Что это такое?»  

Игровые действия: взрослый  загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если ребёнок его отгадал, загадывает следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «яйцо» - овальное, белое, хрупкое, внутри  жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, из него вылупляются птенцы.

«Вершки-корешки»

Игровые действия: взрослый называет «жителя» огорода, если овощ  растёт в земле –  ребёнок руки опускает вниз,  а если  нет, то поднимает руки вверх.

«Назови три предмета»

Игровой материал: мяч.

Игровые действия:взрослый называет одно слово, например, цветы, а ребенок ловит мяч и говорит три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы.

- Ромашка, роза, василек.

Игры с песком

«Мокрые отпечатки»

Вариант 1.  Оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в ведёрке; след в обуви разного размера.

Вариант 2. Забавные ладошки: сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать детали, чтобы получился какой-нибудь предмет или образ.

«Брось камешек»

     В песке сделаны ямки, начерчена линия, у которой стоят игроки. У каждого – ведёрко с камешками. Бросают по три камешка, стараясь попасть в ямку. Победителей «угощают» тортами из песка.

«Песочная черепаха»

     Сделать из влажного песка большой овальный холм – туловище, маленький холмик наверху – голова, выпуклость по бокам – ноги. Палочками ребенок рисует узоры на панцире песочной черепахи.

Игры с водой

«Из пустого в порожнее»

     Дети любят переливать воду из одного сосуда в другой, туда и обратно. Для этого нужны бутылочки из-под шампуней, баночки разных форм и размеров, кувшинчики, воронки. Во время игр с водой дети повторяют стишки о водичке.

«Аквариум»

Игровой материал: мячики, бусинки, пуговицы, тазик, мерная ложка.

Игровые действия: чтобы запустить «рыбок» в аквариум, налейте в тазик воды и высыпьте в емкость разноцветные украшения. Задача ребенка – наловить как можно больше бусинок и пуговиц с помощью мерной ложки. При этом нельзя помогать себе второй рукой.

«Тонет – не тонет»

Ребенок рассматривает группу игрушек и называет, какие из этих игрушек плавают, а какие тонут. Опускает игрушки в воду и проверяет, какие из них тонут.

 

свернуть

Музыкально-дидактические игры

«АПЛОДИСМЕНТЫ»

    Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.

    Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.

    Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.

«СТУЧАЛКИ»

    Более сложным примером игры является игра с применением каких-либо музыкальных инструментов. Но не пугайтесь, под инструментами мы подразумеваем все, из чего можно извлечь звук, все, по чему можно стукнуть или чем можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или даже шорох. Все подойдет: деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Попробуйте использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или коробочки, металлические банки и кастрюли, принесенные с кухни (конечно, с разрешения мамы). Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.

    Собственно, эта игра является продолжением первой. Только задача усложняется тем, что теперь мы развиваем и тембровую память. В игре участвуют несколько детей. Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть – по металлической. При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах.

    Для тех, кто наделен творческой фантазией, можно предложить повторить ритмический рисунок сразу на других инструментах, но полностью точно скопированный. Эта задача не так уж сложна, сложность здесь заключается в том, чтобы сделать тембровые «перебивки» еще более интересными. Как бы перещеголять в этом искусстве самого автора первоначальной композиции.

«ОЗВУЧИВАНИЕ»

    Для этой игры родитель подбирает какую-нибудь детскую сказку или рассказ, который нужно инсценировать. Но вместо слов ребенок должен использовать гласные звуки и пропевать фразы. С помощью звуков и интонации нужно отразить переживания персонажей, эмоции.

    Например, звук «и» – улыбка, презрение, сожаление; звук

    «о» – восхищение, удивление, боль; звук «а» – крик, боль, радость, и т. д.

    Можно использовать также междометия: ах, ух, эх, эй, ай, ой; но только гласные звуки, входящие в их состав.    Для этой игры подойдут сказки «Колобок», «Теремок», «Муха-Цокотуха».

«МУЛЬТПАРАД»

    Название игры говорит само за себя. Ведущий загадывает мультфильм, в котором есть песенки, к примеру «Бременские музыканты». Игроки должны вспомнить как можно больше песен из этого мультфильма и исполнить их (хотя бы частично). Играть можно двумя способами.

    1. Все игроки по очереди поют каждый свою песню (в данном случае ведущим становится тот игрок, который последним спел песню); либо песни поются хором, и тогда ведущим становится тот игрок, который первым запел песню, а ее подхватили остальные.

    2. Героями многих мультфильмов являются звери, и, соответственно, звери исполняют песни. Можно исполнять песни их голосами, К примеру, лев будет петь и немного рычать, утенок попискивать, котенок мяукать между строк. Песню исполняет ведущий, а игроки не просто угадывают, кто это поет, а еще и стараются вспомнить, как называется мультфильм, из которого взята данная песня. В эту категорию можно включить и домовых, и леших, и других выдуманных персонажей. Место ведущего занимает тот игрок, который первым угадал название мультфильма.

свернуть

Пальчиковые игры

Слон

Сожмите кулак, вытяните только средний палец и опустите его вниз — это «хобот» слона. Покачивайте средним пальцем вверх-вниз.

Хобот, бивни, ростом с дом.

Очень много силы в нем.      

Когда малыш отгадает загадку, расскажите стихотворение А. Барто:

Головой кивает слон 

Он (имя ребенка) шлет поклон

Жираф

Поднимите руку, согнутую в локте, вверх. Большой, указательный и средний пальцы сложите щепотью, а безымянный и мизинец поднимите верх — это «рожки» жирафа.

Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав, а потому, что он—....

Бегемот

Положите ладони одна на другую, слегка округлив их. Раскройте ладони — это бегемот разинул «пасть».

Бегемот разинул рот — булки просит бегемот.

Дикобраз

Прижмите ладони одну к другой, держите их вертикально. Раздвиньте пальцы и повращайте ладони одну относительно другой.

Ежик вырос в десять раз,

Получился...

Крокодил

Положите ладонь на стол. Большой палец спрячьте под ладонь. Указательный и мизинец — «глаза» — согните и прижмите соответственно к среднему и безымянному пальцам.

 У прохожих дрожь по коже это кто там ходит лежа?

 Злой, зеленый и зубастый — он совсем не безопасный!

Черепаха

Широко расставьте пальцы правой руки и обопритесь всеми, кроме среднего, на стол — это «ноги» черепахи. Средний палец согните — получится «голова» черепахи. Панцирь изобразите с помощью ладони левой руки, обхватив ею правую кисть. Покажите, как черепаха передвигается по столу мелкими шажками.

Кто на свете ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходят....

Заяц

Сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими — это «заячьи ушки».

Комочек пуха

 Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Волк

Соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в стороны. Это волчьи «уши». Согните указательные пальцы — это волчий «лоб». Остальные пальцы образуют «морду».

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Лиса

Упражнение «Лиса» выполняется так же, как упражнение «Волк». Однако лисья мордочка острее, чем волчья, поэтому придется согнуть не только указательные пальцы, но и мизинцы. Большие пальцы, изображающие уши, чуть согните.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый — краса!

А зовут ее...

Медведь

Кто в лесу глухом живет 

Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мед

 А зимой сосет он лапу?                            Обопритесь всеми пальцами, кроме среднего, на стол это «ноги» медведя. Средний палец согните — получится медвежья «голова»

Белка

Сидит белка на тележке,

Хлопки ладонями и у дары кулачками друг о друга попеременно.

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке,

Загибать пальчики, начиная с большого.

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Зайцы

Скачет зайка косой

(правой рукой изобразите скачущего зайчика; для этого сожмите кулак а указательный и средний пальцы выпрямите — это ушки; покачивайте рукой вверх-вниз)

Под высокою сосной

(выпрямите и растопырьте все пальцы, изображая дерево).

Под другою сосной

(левой рукой изобразите дерево)

Скачет зайка другой

(левой рукой изобразите зайчика).

свернуть

Логико-математические игры

«Мышки и норки»

Игровой материал1 полоска с нарисованными норками, мышки, вырезанные из бумаги.

Игровые действия: разложить на столе полоски с норками. У ребенка – мышки. Необходимо посадить мышку в норку.

Мышки «гуляют». Кот просыпается и выходит на охоту. Нужно мышек расселить в норки. В каждой норке живёт только одна мышка. Расселяют мышек путём наложения слева-направо. Необходимо правильно и быстро расселить мышек в норки.

«Что пропало?»

Игровой материал: набор геометри-ческих фигур (в соответствии с возрастом ребенка).

Игровые действия:геометрические фигуры раскладываются на столе. Посмотреть внимательно и запомнить фигуры и их месторасположение. Закрыть глаза и не подглядывать. Открыть глаза по сигналу ведущего. Посмотреть, какая фигура пропала. Если ребенок  отгадал, то он сам убирает следующую фигуру.

«Считаем пуговицы»

Игровой материал:карточки с нашитыми на них пуговицами, плотная ткань.

Игровые действия: ребенок ощупывает карточку с пуговицами, карточка накрыта тканью. Считать пуговицы слева-направо, правой рукой. Назвать количество посчитанных пуговиц и, сняв ткань, проверить.

«Автомобили и гаражи»

Игровой материал:листы с нарисованными гаражами разной величины, вырезанные изображения машин (легковых, грузовых, автобусов и т.д.).

Игровые действия: ребенок рассматривает картинки с изображением гаражей и автомобилей. Затем берёт любой автомобиль и накладывает его на гараж. Автомобиль можно поставить в гараж, если его величина соответствует величине гаража.

«Сложи узор»

Игровой материал:16 одинаковых кубиков, 6 по-разному окрашенных граней в 4 цвета.

Игровые действия:мама с ребенком рассматривают игровой материал. Затем ребенку предлагается сложить узор по заданию.

 1. Ребенок может складывать узоры по образцу-картинке;

2. По указанию родителя;

3. Сам придумывает узор.

Затем родители с ребенком меняются местами. Задания предлагает ребенок.

«Уникуб»

Игровой материал:27 кубиков 3-х цветов.

Игровые действия:

1. Кубики складываются в коробку;

2. Родители дают разные задания:

   А) сложить в коробку кубики одного цвета;

   Б) складывать разные формы.

Игровой результат:     выполнить задание по заданному правилу.

Варианты: а) укладывание кубиков слоями по определенному цвету в коробку;

б) сложить так, чтобы донышко было синим, середина – желтой, а верх – красным.

«Чудо-мешочек»

Игровой материал:мешочек из непрозрачной ткани, шарики или картонные кружочки одинаковогодиаметра (5-6 см) 2-х цветов – красного и желтого.

Игровые действия: ребенок поочередно вынимает шарики.

1) В мешочек кладут 2 красных и 2 желтых шарика. Вынимают 1, 2 шарика. Называют цвета.

2) Делают вывод, что если 2 шарика, то они могут быть: 2 красных, 2 желтых, 1 красный, 1 желтый.

3) Опыт по вытягиванию 3-х шариков.

4) Предложить решить задачу: «Сколько шариков нужно вынуть из мешочка, чтобы быть уверенным, что хотя бы один окажется красным».

Игровой результат: правильно все объяснить и не сделать ошибку.

«Сложи квадрат»

Игровой материал:24 разноцветных квадрата из картона, разрезанных на части (85 кусочков).

Игровые действия:

1. Перемешать все части квадрата и высыпать на стол;

2. Рассортировать по цветам все кусочки;

3. Сложить из каждой кучки квадрат.

Варианты:

1. Дать конверт с квадратом и образец, ребенок самостоятельно складывает по образцу, подобрав куски одного цвета.

2. Смешать кусочки от нескольких квадратов, чтобы самостоятельно рассортировал по конвертам.

«Угадай»

Игровой материал: лист с нарисованными двумя парами лыж вразброс и полоска-мерка, которая укладывается в лыжах 3-4 раза, цветные карандаши.

Игровые действия: ребенку дается лист с нарисованными лыжами, условные мерки. Измеряем длину лыж с помощью условной мерки. Правильно прикладываем мерку. Раскрашиваем лыжи одинаковой длины одинаковым цветом.

Возможный вариант: «Новогодние ёлочки». Необходимо выбрать ёлку заданной условной длины (2 мерки, 5 мерок и т. д.). Выстраивание сериационного ряда.

«Наведи порядок»

Игровой материал:5 цилиндров разных по высоте.

Игровые действия: цилиндры рас-ставляются на столе в хаотичном порядке. Ребенок рассматривает 5 цилиндров, сравнивает их по высоте. Расставляет цилиндры по высоте, начиная с самого низкого, в порядке возрастания. Затем в порядке убывания, начиная с самого высокого.

«Угости трёх медведей»

Игровой материал:З игрушечных медведя, разных по размеру и весу; 3 кубика, одинаковых по размеру, но разных по весу (бочки мёда).

Игровые действия:медведи выставляются на столе. У ребенка 3 кубика, одинаковых по размеру, но разных по весу. Нужно найти для каждого медведя бочку мёда, взвесив каждый кубик в руках. Угостить медведей, учитывая, что Михаил Иванович самый большой и тяжёлый, Настасья Петровна поменьше и полегче, а Мишутка самый маленький и лёгкий. Взвешиваем на ладонях бочки поочерёдно.

Можно предложить ребенку расставить бочки в возрастающем (от самой лёгкой к самой тяжёлой) и убывающем порядке.

«Угадай»

Игровой материал: лист с нарисованными двумя парами лыж вразброс и полоска-мерка, которая укладывается в лыжах 3-4 раза, цветные карандаши.

Игровые действия: ребенку дается лист с нарисованными лыжами, условные мерки. Измеряем длину лыж с помощью условной мерки. Правильно прикладываем мерку. Раскрашиваем лыжи одинаковой длины одинаковым цветом.

Возможный вариант: «Новогодние ёлочки». Необходимо выбрать ёлку заданной условной длины (2 мерки, 5 мерок и т. д.). Выстраивание сериационного ряда.

«Найди свой домик»

Игровой материал: карточки с 5 домиками, в которых окошко в форме геометрической фигуры; конверты с геометрическими фигурами, равными по размеру «окошкам».

Игровые действия: ребенку разда-ются карточки с домиками и геометрические фигуры. Каждой фигуре в конверте нужно найти свой домик с «окошком» соот-ветствующей формы. Закрыть «окошко» геометрической фигурой.

«Что изменилось?»

Игровой материал: кукольная комната с обстановкой.

Игровые действия: мама ребенка расставляет кукольную мебель в кукольной комнате. Участник игры должен посмотреть и запомнить, как расставлена мебель. Закрыть глаза. В это время мама переставляет мебель. Ребенок открывает глаза и говорит, что изменилось.

«Чудесный мешочек»

Игровой материал: плоскостные и объёмные геометрические фигуры, мешочек, один набор геометрических фигур стоит на столе.

Игровые действия: ребенок по очереди достает геометрическиефигуры из мешочка. Необходимо найти на ощупь фигуру, которую показал родитель из тех, что стоят на столе. Назвать её. Поставить рядом.

«Продолжай!»

Игровой материал:мяч.

Игровые действия: мама бросает ребенку мяч, задавая при этом вопросы: какая часть суток? время года? день недели? и т.д.

Возможные варианты: мама бросает ребёнку мяч и называет любую единицу времени (например, лето). Ребёнок называет следующую единицу времени (осень). Называние единицы времени в обратном порядке (ночь, вечер, день, утро и т.п.).

«Назови соседей»

Игровой материал:мяч.

Игровые действия: ребенок должен поймать мяч и назвать соседей заданного дня недели, времени суток, времен года, цифр и т.д.

«Сделай поровну»

Игровой материал: счетные палочки.

Игровые действия:взрослый раскладывает на столе палочки, вверху на одну больше, чем внизу. Запасные палочки находятся в стаканчике. Ребенку предлагается сделать так, чтобы палочек в двух рядах стало поровну, и объяснить полученный результат.

«Составление геометрических

фигур»

Игровой материал:счетные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30 см).

Игровые действия: взрослый предлагает составить квадрат и треугольник маленького размера; составить маленький и большой квадраты; составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники, прямоугольники и т.д.

«Автомобили и гаражи»

Игровой материал:листы с нарисованными гаражами разной величины, вырезанные изображения машин (легковых, грузовых, автобусов и т.д.).

Игровые действия: ребенок рассматривает картинки с изображением гаражей и автомобилей. Затем берёт любой автомобиль и накладывает его на гараж. Автомобиль можно поставить в гараж, если его величина соответствует величине гаража.

«Подбери колеса к вагончикам»

Игровой материал:вырезанные из цветного картона вагончики и колеса красного и синего цвета.

Игровые действия:ребенку предлагается подобрать соответ-ствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).

«Составь цветок»

Игровой материал:вырезанные из цветного картона наборы геомет-рических фигур.

Игровые действия:взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными или круглыми лепестками. Таким образом, можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.

«Веселая гусеница»

Игровой материал: карточка, вырезанная из цветного картона, с изображением гусеницы; кружочки из картона с цифрами соответ-ствующего размера.

Игровые действия:на теле гусеницы расположены цифры, некоторые цифры отсутствуют. Гусеницы очень любят веселиться. Они играли и  потеряли цифры. Взрослый предлагает помочь  гусеницам. Ребенок  выбирает и выкла-дывает  пропущенные цифры.

«Угадай, что загадали»

Игровой материал: игрушки.

Игровые действия:

1) Игрушки необходимо расположить вокруг (впереди, слева, справа, сзади) ребенка.

Взрослый говорит, что он загадал одну из них и надо отгадать — какую. Для этого он предлагает определение: «Она перед тобой (за тобой, сбоку от тебя)».

Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном направлении.

При повторном проведении игры надо поменять местами игрушки или заменить их другими.

2) Расположить игрушки вокруг взрослого. Загадывать игрушку будет ребенок.

Если ребенок не испытывают трудностей, следует попробовать дополнительные понятия: слева, справа.

«Домики»

Игровой материал: домики,  плоскостные человечки.

Игровые действия: ребенку дается задание  - «заселить дом». Но необходимо соблюдать важное правило – на каждом этаже живет такое количество жильцов, которое соответствует указанному номеру на крыше  дома. Левая сторона заполнена нарисованными человечками, правая пустая. Ребенок  сам определяет количество жильцов справа и заселяет их.

 

«Найди и назови»

Игровой материал:геометрические фигуры разного цвета и разного размера.

Игровые действия:на столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Взрослый просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

«Разноцветные  полоски»

Игровой материал: набор полосок красного, зеленого, желтого и синего цвета длинных и коротких, широких и узких.

Игровые действия:

Варианты заданий:

1) группировка «широкие – узкие»;

2) группировка «длинные – короткие»;

3) выделение «длинные узкие – короткие узкие», «длинные широкие – короткие широкие»;

4) сравнение полосок по разным параметрам величины.

«Сделай цифру»

Игровой материалпластилин, кубики, счетные палочки.

Игровые действия: предлагается  выложить  цифры  из  кружочков,  палочек,  кубиков, треугольников,  мозаики,  вылепить  из  пластилина,  глины,  сделать “ вкусные цифры.  Можно  вырезать  цифры  из  бархатной  или  простой  бумаги,  старых газет или журналов, ткани и наклеить их.

«Счетная мозаика»

Игровой материал: счетные палочки.

Игровые действия: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

свернуть

Игры по изодеятельности

«Что бывает такого цвета?»

Игровой материал: карточки с изображениями предметов различных цветов спектра.

Ход игры.Ребенок называет предметы определенного цвета, а взрослый предлагает  картинку с изображением правильно на­званного предмета. Когда все знакомые  предметы данного цвета будут названы,  раскладывают картинки и называют изображения. Затем  предлагается назвать предметы синей и зеленой окраски в комнате.

«Какие цветные точки соединены?»

Игровой материал: карточки с лабиринтом, где с правой и левой сторон даны изображения кругов 4 цветов спектра (оранже­вый, голубой, синий, фиолетовый). Каждый кружок, расположен­ный слева, соединен извилистой линией с каким-либо кружком справа. На обратной стороне карточки даны пары соединяющих­ся цветных кружков

Ход игры.  Взрослый предлагает проследить, какого цвета круги соединены между собой. Ребенку сообщается, что нужно найти до­рожку («пройти по ней»), ведущую от одного цветного кружка к другому, только глазами. Определяя пару соединенных между со­бой кружков, ребенок выкладывает аналогичные пары, отбирая цвет­ные кружки среди множества разноцветных. Выложив четыре па­ры кружков,  переворачивает карточку, проверяют правиль­ность выполнения задания и рассказывают, какие точки соедине­ны между собой.

«Найди пару»

Игровой материал:карточки с лабиринтом, где с левой стороны даны изображения кругов 4 цветов спектра (красный, оранжевый, синий, фиолетовый), а справа — их контуры. Каждый кружок, расположенный слева, соединен извилистой линией с ка­ким-либо кружком справа. На обратной стороне карточки даны пары цветных кружков, которые обозначают правильный ответ. Цветные карандаши.

Ход игры.Взрослыйпредлагает ребенку «пробежать» по извилис­той линии от каждого цветного круга к его контурному изображе­нию и закрасить его таким же цветом. Ребенку сообщается, что нуж­но найти дорожку («пройти по ней»), ведущую от цветного круж­ка к его контурному изображению только глазами. Выполнив за­дание,  переворачивают карточку, проверяют правильность выполнения задания и рассказывают, какие по счету кружки лево­го и правого ряда соединены между собой.

«Найди предметы голубого цвета»

Игровой материал:предметные изображения бе­лого, голубого, синего цветов различных оттенков.

Ход игры.Вниманию ребенка предлагаются предметные изо­бражения белого, голубого, синего цветов различных оттенков. Взрослый просит назвать предметы только голубого цвета.

«Лото»

Игровой материал: маленькие карточки с изобра­жениями предметов различных цветов. Раздаточный: большая карта, разделенная на семь частей. В каждой части — силуэтное изображение какого-либо предмета. Предметные изображения у детей отличаются только цветом.

Ход игрыРебенкураздаются карты, на которых изображены предметы различных цветов.  Взрослый показывает маленькую кар­точку и предлагает сравнить рисунок на ней с рисунком на их картах. У кого изображение совпадет по цвету, забирает его и накла­дывает на идентичное на своей карте. Выигрывает тот, кто быстрее других и правильно заполнит все клетки.

«Сколько предметов ты увидел?»

Игровой материал.Предметы окружающей обстановки.

Ход игры Взрослый предлагает в течение одной минуты вни­мательно посмотреть вокруг и назвать только предметы белого цвета, которые ребенок успел рассмотреть. Допускается, что будут названы и те предметы, в которых только часть имеет белую окра­ску. Ответы  проверяются после того, как будут перечислены все предметы заданного цвета. За каждый правильный ответ ребе­нок получает фишку.

Аналогично проводится игровое упражнение на определение предметов серого и черного цветов. Но в повторных заданиях ог­раничивается время обзора до 30 и 15 с.

«Солнечный и пасмурный деньки»

Игровой материал: две одинаковые сюжетные картинки с контурным изображением предметов: дома, деревьев, забора, ма­шины. Силуэтные цветные изображения таких же предметов и различных оттенков серого цвета

Ход игрыВзрослыйдает две одинаковые сюжетные картинки, выполненные в контуре, два набора силуэтов предме­тов, изображенных на сюжетной картине (цветные и серые раз­ных оттенков). Просит ребенка заполнить одну картину цветными силуэтами, а другую — серыми. Затем ребенок рассказывает, какие цвета использовались, сравнивают картинки.

«Назови цвет своей одежды»

Игровой материал: кукла.

Ход игры Взрослый предлагает охарактеризовать одеж­ду куклы: сначала перечислить одежду теплых тонов, а затем хо­лодных. После этого  дают характеристику своей одежды, сначала перечисляется одежда холодных тонов, а затем теплых. В случае, если предметы одежды включают несколько разных по тону цветов, отмечают количество теплых и холодных то­нов, в которые они окрашены.

«Найди домик»

Игровой атериал: карточка темно-серого цвета с изобра­жением силуэтов десяти домиков черного цвета разной конфигу­рации; силуэты домиков аналогичной конфигурации, вырезан­ных из бумаги черного цвета.

 Ход игрыВзрослыйпредлагает рассмотреть карточку, опреде­лить, что на ней изображено, назвать ее цвет и цвет изображений, сравнить изображения между собой. Затем просит найти каждому домику его «тень», выбрав ее из набора аналогичных домиков чер­ного цвета, вырезанных из бумаги, и наложить сверху.

«Определи цвет»

Игровой материал: семь прямоугольников из бу­маги всех цветов спектра.

Ход игры.Предлагаются следующие задания.

1.  Взрослый показывает  две цветные карточки и просит на­звать тот цвет спектра, который находится в спектральном ряду между, например, красным и желтым, голубым и фиолетовым, желтым и голубым цветами и т.д. Можно усложнить задание, предлагая  по порядку назвать два цвета, которые располагаются между двумя указанными, например,  взрослый показывает зе­леную и фиолетовую карточки.

2. Взрослый показывает одну цветную карточку и просит назвать два смежных цвета (соседей) заданного цвета спектрального ряда.

«Разложи по порядку»

Игровой материал:силуэтные изображения апель­синов пяти оттенков оранжевого цвета.

Ход игры. Взрослый раздает силуэтные изображения апельсинов пяти оттенков оранжевого цвета и предлагает разло­жить их в порядке увеличения светлоты. Предварительно  вспоминают правило: «Выбираю каждый раз из всех предметов самый темный по цвету». После самостоятельного выполнения задания  осуществляют взаимопроверку. Затем им предлагает­ся перестроить ряд, выкладывая его от самого светлого. Выполнив задание, ребенок рассказывает о своих действиях, определяют на­правление ряда в первом и во втором случаях.

«Назови цвет своей одежды»

Игровой материал: кукла.

Ход игры Взрослый предлагает охарактеризовать одеж­ду куклы: сначала перечислить одежду теплых тонов, а затем хо­лодных. После этого  дают характеристику своей одежды, сначала перечисляется одежда холодных тонов, а затем теплых. В случае, если предметы одежды включают несколько разных по тону цветов, отмечают количество теплых и холодных то­нов, в которые они окрашены.

 «Цветики-семицветики»

Игровой материал: цветики-семицветики по количеству детей, полоски разных цветов и оттенков, образец.

Игровые действия: по образцу выкладывают радугу полосками, затем подбирают фломастеры по цвету и раскрашивают лепестки цветиков-семицветиков.

«Составь картинку из геометрических форм»

Игровой материал:геометрические формы (круг, треугольник, овал, трапеция, полукруг, прямоугольник) по пять-шесть штук, рассказы-описания воспитателя.

Игровые действия: выкладывание предметов с соблюдением пропорций и расположения их относительно друг друга, дорисовка мелких деталей, выбор указанных оттенков.

 «Рисунки Снежной Королевы»

Игровой материал:листы белой или светло-голубой бумаги, нитки, краски холодных цветов (голубой, светло-синий,  темно-синий, темно-зеленый, фиолетовый).

Игровые действия: нарисовать нитками причудливые изображения не менее пяти даров Снежной Королевы, закончить ее рисунки.

«Найди пару»

Игровой материал:карточки с лабиринтом, где с левой стороны даны изображения кругов 4 цветов спектра (красный, оранжевый, синий, фиолетовый), а справа — их контуры. Каждый кружок, расположенный слева, соединен извилистой линией с ка­ким-либо кружком справа. На обратной стороне карточки даны пары цветных кружков, которые обозначают правильный ответ. Цветные карандаши.

Ход игры.Взрослыйпредлагает ребенку «пробежать» по извилис­той линии от каждого цветного круга к его контурному изображе­нию и закрасить его таким же цветом. Ребенку сообщается, что нуж­но найти дорожку («пройти по ней»), ведущую от цветного круж­ка к его контурному изображению только глазами. Выполнив за­дание,  переворачивают карточку, проверяют правильность выполнения задания и рассказывают, какие по счету кружки лево­го и правого ряда соединены между собой.

«Найди предметы голубого цвета»

Игровой материал:предметные изображения бе­лого, голубого, синего цветов различных оттенков.

Ход игры.Вниманию ребенка предлагаются предметные изо­бражения белого, голубого, синего цветов различных оттенков. Взрослый просит назвать предметы только голубого цвета.

свернуть

Сюжетно-ролевые игры

«Дом, семья»

Игровой материал:предметы домашнего обихода, куклы.

Игровые действия:игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день», «Прогулка в лес», «Семейный обед» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью игровых модулей, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

«Дочки-матери»

Игровой материал:предметы домашнего обихода, куклы.

Игровые действия:мама заботливо кормит, одевает, раздевает, укладывает спать дочку, стирает, убирает в комнате, гладит белье. Мама идет с дочкой в парикмахерскую, красиво приче-сывает ее, дома наряжает елочку, покупает в магазине еду, готовит вкусный обед. Приходит папа с работы, садятся ужинать.

Приходят гости. Празднуют день рождения дочки или сына.

Папа – водитель на грузовой машине (или такси). Папа – строитель на стройке.

Дочка простыла и заболела. Мама повела ее к врачу, дома ставит горчичники, дает лекарства.

Мама повела дочку на прогулку, Катаются на автобусе, катаются на качелях в парке. Приехала в гости бабушка на день рождения. Празднуют Новый год.

Мама ведет дочку в кукольный театр, в цирк, в кино, в школу.

«Детский сад»

Игровой материал: тетрадь для записи детей, куклы, мебель, посуда кухонная и столовая, наборы для уборки, мед.инструменты, одежда для повара, врача, медсестры и др.

Игровые действия:воспитатель принимает детей, беседует с родителями, проводит утреннюю зарядку, занятия, организует игры... Помощник воспитателя следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду… Логопед занимается с детьми постановками звуков, развитием речи… Муз.руководитель проводит муз. деятельность. Врач осматривает детей, слушает, делает назначения. Медсестра взвешивает, измеряет детей, делает прививки, уколы, дает таблетки, проверяет чистоту групп, кухни. Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя.

«Поликлиника»

Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, градусник, фонендоскоп, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

Игровые действия:больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, смотрит горло, прослушивает фонен-доскопом,делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.

«Больница»

Игровой материал:халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, градусник, фонендоскоп, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, таблетки, порошки и т.д.

Игровые действия: больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные, друзья.

«Скорая помощь»

Игровой материал: телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, таблетки, порошки и т.д.

Игровые действия:больной звонит по телефону 103 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т.д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.

«Ветеринарная лечебница»

Игровой материал: животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, таблетки, порошки и т.д.

Игровые действия: в ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома

«Зоопарк»

Игровой материал: крупный строительный материал, дикие животные (игрушки), посуда для кормления животных, касса, билеты, деньги.

Игровые действия: строители строят зоопарк. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с животными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках). Кассир продает билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности. Посетители покупают билеты, слушают экскурсовода, смотрят животных 

«Магазин»

Игровой материал:весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров.

Игровые действия:водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек.

«Салон красоты»

Игровой материал:зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты, полотенца, касса, чеки, деньги.

Игровые действия:парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, протирает лосьоном, смазывает кремом, красит глаза, губы и др. Кассир выбивает чеки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.

«Библиотека»

Игровой материал: формуляры, книги, картотека.

Игровые действия: Оформление формуляров читателей. Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал.

«Строительство»

Игровой материал: планы строительства, различные строительные материалы, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы-заместители.

Игровые действия: Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.

 «Почта»

Игровой материал:кепка почтальона, сумка почтальона,  газеты, письма, открытки, бланки разные, посылочки маленькие из коробок, почтовый штамп,  почтовый ящик из коробки, карандаш для записей.

Игровые действия:люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы, открытки, поздравляют с праздником. Письма и открытки люди несут на почту и бросают в большой почтовый ящик.

Телеграммы и письма разносит почтальон. У него большая сумка с письмами и газетами. Письма и газеты разносятся по адресам, адрес написан на конверте: название улицы, номер дома, квартиры и фамилия. Почтальон бросает письма в почтовый ящик каждого дома или квартиры.

Конверты покупают на почте, в киоске. На почте можно отослать посылку в другой город. Почтовый ставит на ней печать, отправляет на железнодорожную станцию.

«Столовая» - «Кафе»- «Повар»

Игровой материал:колпак белый (2 шт.),  фартук (2 шт.),  посуда кухонная детская, посуда столовая детская, посуда чайная детская, плита, муляжи продуктов, овощей, фруктов, меню, подносы детские, трубочки для коктейля, коробочки  из-под соков, йогуртов.

Игровые действия:в столовой  стоят столы и стулья для посетителей. Повара готовят вкусную еду на кухне, варят пельмени, пекут пирожки, варят борщ, супы, жарят котлеты. В столовой кормят шоферов,  рабочих, строителей, учеников в школе.

На столах стоят салфетки, вазочки с цветами. Официанты подают еду  посетителям, вежливо с ними разговаривают, дают книжечку с меню, чтобы выбрать еду по желанию посетителя.  Посетители платят за обед в кассу, им выдают чек. В кафе люди приходят не только поесть, но и послушать музыку.

«На дорогах города»

Игровой материал:  игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.

Игровые действия: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Машины едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

«Автобус»

Игровой материал: строительный материал, игрушечный автобус, руль, фуражка, куклы, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора.

Игровые действия:для игры сдвигаются стульчики и ставятся так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить кирпичиками из большого строительного набора, оставив спереди и сзади по двери для посадки и высадки.Для игры раздаются кошельки, деньги, сумки, куклы. Пассажиры занимают места в автобусе. Затем кондуктор раздает пассажирам билеты и попутно выясняет, кто из них куда едет и дает сигнал к отправлению. В пути он объявляет остановки («Библиотека», «Больница», «Школа» и т. д.), дает билеты вновь вошедшим, следит за порядком в автобусе.

«Прогулка»

Игровой материалкуклы, одежда для всех пери­одов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкаф­чик для одежды и стульчик.

Игровые действия: папа с мамой предлагают ребенку отправиться на прогулку. Затем они выбирают соответствующую времени года одежду,  родители напоминают ребенку о правильнойпоследо-вательности одевания. После этого все одеваются и отправляются гулять.

«Аптека»

Игровой материал: халаты, шапки, рецепты, мед.инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр, градусник, шприц и т.д.), вата, бинт, мази, таблетки, порошки, лек. травы.

Игровые действия:водитель привозит в аптеку лекарства. Работники аптеки раскладывают их на полки. Люди приходят в аптеку за лекарствами. В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей. Здесь делают микстуры, мази, капли. Некоторые посетители говорят о своих проблемах и спрашивают, какое лекарство лучше купить, аптекарь советует. В фитоотделе продают лекарственные травы, сборы, коктейли.

«Школа»

Игровой материал: книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус,  журнал для учителя.

Игровые действия: учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк), правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.

«Пригласили мы гостей»

Игровой материал:посуда, фрукты, овощи, угощение, столы со скатертями, вазы с цветами, детская мебель, кухня, детская плита; предметы — заместители.

Игровые действия:игровые действия начинаются с того, что предлагается навести порядок в квартире перед приходом гостей и приготовить еду. Необходимо распределить роли кто будет убираться, а кто готовить, кто украсит квартиру цветами, накроет на стол, правильно расставит столовые приборы. После окончания приготовлений  договариваются, как они встретят гостей, чем их займут, о чем будут вести беседы.

свернуть

Игры драматизации

«Интересная походка»

   Образуют круг, чтобы всем было хорошо видно друг друга. По заданию ведущего нужно изобразить ту или иную походку. Например, походку человека по раскаленному песку или по скользкому льду, походку боевого генерала или балерины, походку старого или гордого, или крадущегося человека, или человека, которому жмут ботинки. Ведущий приглашает желающих в круг и дети по очереди показывают свой вариант походки. Желательно, чтобы походку каждого типа изображали по 2—3 человека.

«Разные лошадки»

 Дети свободно стоят, лучше в кругу. Ведущий (взрослый) предваряет игру коротким вступительным словом о том, что лошадки, как и люди, непохожи друг на друга по характеру, нраву и, соответственно, по-разному себя ведут. Затем детям предлагается изобразить лошадку — упрямую, шаловливую, капризную, вежливую, застенчивую, злую и др. Дети могут показывать свои варианты по очереди, выходя в центр круга, если места мало, или все одновременно, если места для игры достаточно.

Примечание: вместо лошадок героями игры могут быть зайчики (хвастливый, трусливый, сердитый, ленивый и др.) или воробьи (задиристый, грустный, добрый, храбрый и др.).

«Теремок»

 В этой игре задача детей не разыграть известный сюжет, а лишь создать образы персонажей. Каждый ребенок получает карточку с именем сказочного героя, и коротко оговаривает с ведущим его характер и стиль поведения. Например, Медведь — молчаливый, неповоротливый; Заяц — трусливый; Лягушка — болтливая, непослушная; Муха — назойливая, непо­седливая; Волк — злой, драчливый; Лиса — недотрога, лукавая притворщица; Козел — упрямый, сердитый; Мышка — капризная, обидчивая и др. Далее ведущий говорит, что пришло время всем познакомиться с жителями теремка, и дети по очереди их изображают.

«Тишина»

 Дети вынимают из шкатулки записочки с ролями. Ведущий читает текст, а участники-актеры изображают то, о чем говорит ведущий, в соответствии со своей ролью. Текст, например, может быть таким:

Стояла тишина. Вдруг неожиданно грянул выстрел. Дерево_вздрогнуло, и с него посыпались листья. Упала ветка. Вспорхнули и закружили вороны. Они долго, пронзительно каркали и разбудили собаку. Она лениво вышло из будки, потянулась, оглянулась вокруг, тявкнула и хотела было залезть обратно, как вдруг увидела кошку, которая мирно лежала у дерева. Собака подбежала к кошке и зарычала. Кошка лишь приоткрыла один глаз и продолжала смотреть удивительный сон. Ей снилось, что стояла тишина. Неожиданно грянул выстрел. Дерево_вздрогнуло, и с него посыпались листья. Упала ветка, и т.д.

«Король-Боровик»

Ведущий произносит текст, а остальные выполняют движения согласно тексту:

 Шел Король-Боровик через лес напрямик. Он грозил кулаком и стучал каблуком. Был Король-Боровик не в духе, Короля покусали мухи.

«Озвучивание»

ВАРИАНТ 1

    Для этой игры руководитель подбирает какую-нибудь детскую сказку или рассказ, который нужно инсценировать. Но вместо слов дети должны использовать гласные звуки и пропевать фразы. С помощью звуков и интонации нужно отразить переживания персонажей, эмоции.

    Например, звук «и» – улыбка, презрение, сожаление; звук

«о» – восхищение, удивление, боль; звук «а» – крик, боль, радость, и т. д.

    Можно использовать также междометия: ах, ух, эх, эй, ай, ой; но только гласные звуки, входящие в их состав, дети должны пропевать. Руководитель может заранее распределить между детьми, кто каким звуком будет петь. По ходу игры руководитель играет на музыкальном инструменте несложные мелодии или просто отдельные звуки, которые дети будут пропевать.

    Для этой игры подойдут сказки «Колобок», «Теремок», «Муха-Цокотуха».

ВАРИАНТ 2

    Участники этой игры распределяются. Одни выполняют определенные движения, другие воспроизводят их голосом    Потом дети, или какой-то игрок из первой группы начинают прыгать. Прыжки возможны на сравнительно небольшое расстояние Движения могут быть повторными: прыжки на одном месте, бег вперед—назад.

«Игра-загадка»

    Число участников неограниченное. Это могут быть и бабушка, и дедушка, и папа с мамой, и братья, и сестры, и друзья. Все они удобно устраиваются на стульях. Один из играющих встает спиной к сидящим и закрывает глаза, а ребенок, который одновременно выполняет функции ведущего, – поворачивается к игрокам лицом. Он и будет дирижером, который должен показывать рукой сидящим на стульях, кому и как что исполнить. Тот игрок, который стоит спиной ксидящим, должен отгадать говорящего по тембру и охарактеризовать отличительные свойства его персонажа.

 

свернуть
поделиться в: